Завершившийся в Ирбитском районе областной семинар-совещание «День поля» был традиционно богат на интересные события. Работавшие на месте корреспонденты «Областной газеты» Максим Начинов и Борис Ярков изучили, как взаимодополняют друг друга конкурс косарей и тест-драйв сельскохозяйственной техники, что думают по поводу них уважаемые ирбитчане и как реагирует на массовую экспансию в свои исконные владения людей и машин коренной обитатель здешних полей — саранча.
Одиннадцать часов утра. Солнце прогревает широкое поле у деревни Большая Кочевка в 23 километрах от Ирбита и вместе с ним — десятки тракторов, комбайнов, плугов и грузовиков, расставленных вдоль шатров и палаток. Рядом с отечественной техникой – китайская и немецкая. Гости тоже разные: среди сарафанов и косовороток мелькают выглаженные белые и голубые сорочки.
Как только попадаешь на эту аллею сельхозтехники, глаз сразу цепляется за внушительных размеров комбайн от предприятия «Ростсельмаш». Кабина — стильная и футуристичная, чем-то напоминает электромобиль Tesla. А вот жатка (передняя часть комбайна, собирающая зерно в молотилку — М.Н.) вполне традиционная.
«Комбайн предназначен для уборки и зерновых культур, и кукурузы. Ширина молотилки — 1 650 миллиметров, в ней два барабана. Комфортная двухместная кабина, есть кондиционер, отопление. На данный момент в нашей линейке это самая производительная машина. За сезон она может убирать до двух тысяч гектаров. Там уже все будет зависеть от урожайности», — рассказывает менеджер по продажам Иван Петров.
Чуть поодаль от палаток выкошена часть клеверного поля. Недавно обрезанные стебли приятно хрустят под ногами, трава уже начинает гнить и издает приторно-сладкий запах. От засухи по почве расползаются трещины. Идем дальше и видим несколько полос клевера шириной чуть больше метра. Скоро здесь начнется то, ради чего многие, собственно, сюда и приехали — конкурс косарей.
Это неотъемлемая, если не сказать ритуальная часть «Дня поля». До появления на Среднем Урале первых комбайнов (и даже после) в Ирбитском районе, одном из самых плодородных в регионе, косить умели почти все. Различные техники косьбы до сих пор передаются от одного поколения к другому. Так что конкурс в какой-то мере, наверное, можно рассматривать как возможность для мастеров косы «отвести душу».
В пяти метрах от полос клевера, выделенных для конкурса, организаторы вбивают небольшие колья и просят зрителей отойти за них. Затем появляются и сами косари, под звуки гармони и в традиционных костюмах. Конкурс начинается.
Фаворит определяется буквально через полминуты. Среднего роста мужчина, энергично и размеренно машущий косой и аккуратными, но быстрыми, быстрее, чем у других, шажками, уверенно идущий к финишу. За 2 минуты и 20 секунд он скосил около 30 метров плотного клевера — культуры, которая как правило плохо поддается косе.
Знакомимся. Алексей Дюбин — уроженец, предсказуемо, Артей. Этот поселок еще называют родиной русской косы. Артинский завод является единственным в России производителем кос. А еще здесь, конечно, проводят свой, международный турнир косарей, который входит в десятку самых ярких мероприятий событийного туризма региона и собирает тысячи участников. И хорошо, пусть таких турниров будет больше. На вопрос «Как себя чувствуете?» косарь Алексей Дюбин честно и прямо отвечает: «Устал!..». Рассказывает, что косить его научила бабушка (вот она, связь поколений — М.Н,). А секрет успеха, по словам Алексея, — в правильной заточке косы:
«Перед тем, как точить, нужно обязательно косу отбивать, тут отдельное искусство. А заточка идет вот так (проводит бруском точильного камня по острию косы). В свое время многие косили вручную, сейчас уже это редкость У меня все детство прошло на покосах, я этому очень рад».
За победу Алексею Дюбину вручают дорогое автоматизированное оборудование для уборки урожая.
Гости тем временем переходят на другую часть поля, где вот-вот начнется показ техники: двух комбайнов, трех тракторов и двух механических плугов. Первым идет комбайн производства «Ростсельмаша». За минуту полоса клевера превращается в зеленый поток измельченных листьев и струится в грузовик, идущий бок о бок с комбайном. Траву скосили, но саранча не спешит отсюда мигрировать и пытается спрятаться на теперь уже голой земле.
Следом идут трактора, вспахивающие сухую на вид землю. От нее поднимается облако пыли. Верхний слой почвы разваливается на куски — свежевспаханная земля внутри оказывается сырой и на запах отдает размокшей древесиной. Толпа зрителей растет и все-таки заставляет саранчу упрыгать подальше от демонстрации техники. Насекомых больше не видно.
Внимание привлекает пожилой мужчина в черной фетровой шляпе. Не самый распространенный головной убор в уральской деревне, но его уважают серьезные люди старшего возраста. Их мнение, конечно же, нам интересно. Подходим. Сергей Мордяшов, бывший глава села Пьянково, внимательно следит за «дефиле» комбайнов, тракторов и механических плугов. А потом в беседе с нами кратко, но развернуто подводит итоги дня.
Сергей Филиппович тоже смотрел конкурс косарей, и здесь у него есть свои соображения. По поводу того же клевера.
«Клевер — это твердая, грубая культура. Конкурс косарей надо проводить на обычной траве, которую легко косить. Я и сам в детстве косил, ездил на покосы, бригадиром был, так что знаю», — говорит он со спокойной убедительностью.
«День поля» он считает мероприятием нужным полезным — и не только потому, что привлекает интерес и внимание к его малой родине:
«Горизонтальные связи — вещь полезная. Люди смотрят, кто чем живет, механизаторы учатся друг у друга, технику изучают новую. Самое главное — все общаются, делятся опытом».
После показа техники толпа разделяется примерно поровну на две очереди: к палатке с шашлыками и к палатке Арамильской пивоварни. Мы садимся в машину под стрекот постепенно возвращающейся в поле саранчи.