6 марта Фонду капитального ремонта Свердловской области исполнилось 11 лет. За этот период было отремонтировано более девяти тысяч домов и заменено более трех тысяч лифтов. По многим показателям Фонд входит в число лучших в стране. Что позволяет достигать таких высоких результатов, в интервью «ОГ» рассказал генеральный директор Фонда Станислав Суханов.
— Станислав Константинович, расскажите, что удалось сделать за эти 11 лет? Как изменился капитальный ремонт в Свердловской области с 2014 года?
— За 11 лет работы Фонда мы отремонтировали 9 268 домов, то есть в среднем 927 домов в год, потому что сами ремонтные работы идут только 10 лет, с 2015 года. Это немало. В программе капитального ремонта в Свердловской области 28 тысяч домов. Из них 6,5 тысячи — это дома на спецсчетах, где жители сами выполняют капитальный ремонт. А 21,5 тысячи — это те дома, которыми занимается Фонд капитального ремонта: ведет начисления, готовит проектно-сметную документацию, нанимает подрядные организации для выполнения строительно-монтажных работ. То есть в трети домов, закрепленных за Фондом, мы побывали. Понятно, что есть дома, где мы делали только лифтовое оборудование (а мы ведь поменяли 3 073 лифта за 10 лет, только в 2017 году мы поменяли почти 1 000 лифтов). Но работа была достаточно серьезная.
Еще есть такой показатель, как оплата взносов на капитальный ремонт, которая показывает отношение жителей к капитальному ремонту. Если на старте работы Фонда мы собирали около 75% взносов, то по итогам 2024 и 2023 годов сбор в пределах 96-97%. Это говорит о том, что люди верят в программу капитального ремонта.
Мы провели масштабную цифровизацию. Мы оцифровали внутренние процессы и документооборот, внедрили различные программы, позволяющие отслеживать работу подрядных организаций. За последние годы мы интегрировали наши информационные потоки в систему ГИС ЖКХ, которая сегодня является самой большой системой с точки зрения отображения информации о жилищно-коммунальном хозяйстве.
Мы один из немногих фондов капитального ремонта, которые имеют свою техническую политику. Это нормативный документ, который обязателен для выполнения всеми подрядными организациями. Грубо говоря, если есть два одинаковых дома, которые проектируют две разных организации, они должны быть запроектированы абсолютно одинаково в плане техники выполнения и стоимости. Этот документ для проектантов является важным, основополагающим. Раньше у нас один дом ремонтировался по одной схеме, другой дом — по другой. Это неправильно, люди задавали вопросы. Техническая политика дает возможность принимать технические решения с предсказуемой стоимостью.
Но все меняется. Мы приняли столько технических решений в последние годы. От тех решений, которые были в 2016-2017 годах, мы уже кардинально отошли. Потому что они были неудобны и в работе, и в гарантийном обслуживании. Это процесс постоянный. Если ничего не меняется, то это стагнация. Нужен прогресс. Поэтому каждый год вносим в техническую политику все новые и новые решения.
— Уже стартовала ремонтная кампания 2025 года. Какие работы ведутся сейчас и сколько домов планируется отремонтировать?
— Будет отремонтировано 750 домов. На 600 домах уже ведутся работы по ремонту кровли, инженерных сетей. Порядка 150 домов в стадии заключения контрактов. Процент выполнения на сегодняшний день — около 6%. Это значит, что работы начались.
— Как Фонд информирует жителей домов о предстоящем капремонте?
— Эта процедура прописана в Жилищном кодексе. Мы должны не менее чем за 4 месяца до ремонтной кампании уведомить собственников о проведении капитального ремонта. Уведомления приходят по почте, там написаны виды работ, стоимость. Жители могут посмотреть на это. Как правило, мы это делаем до 1 августа. Большинство жителей никак не реагирует на эти уведомления, поэтому решение о работах, которые будут проводиться, принимает администрация. После этого выходит подрядная организация, со старшим по дому они определяют места подключения к инженерным ресурсам. Нужно где-то брать электроэнергию, где-то разместить стройматериалы, мусор.
— А если собственники не согласны с перечнем работ, они могут провести собрание и заявить о своей позиции?
— Да. Если такое происходит, мы прислушиваемся к их мнению и проводим те виды работ, которые они выбирают. Но тут есть один момент. Не всегда готова проектно-сметная документация, поэтому потребуется какое-то время, чтобы ее подготовить. Допустим, в перечне работ стояла замена инженерных сетей. А жители говорят: «Нам не надо менять инженерные сети, у нас течет крыша, нужно заменить кровлю». А на крышу нет проектно-сметной документации. Мы смотрим возможность оперативно ее подготовить, но иногда приходится откладывать на год. Но жителей, которые после получения уведомления выходят на общее собрание, не так много. От 15 до 40 домов в год.
Есть субъекты, где жители откликаются очень активно. И я заметил, что капитальный ремонт в этих субъектах проходит крайне плохо. Когда тебя ничего не беспокоит, ты в процесс не погружаешься. Сделали тебе капитальный ремонт — ну и хорошо, что сделали. А если его делают плохо, обязательно появляется активный человек, который включается в процесс. Поэтому низкая активность жителей говорит о том, что у нас система капитального ремонта работает и не буксует.
— А как обстоят дела с заменой лифтов?
— У нас — хорошо. В домах, которые собирают средства в «общем котле», мы на плановой замене уже с 2023 года. До 15 февраля 2025 года нужно было выполнить замену всех лифтов, у которых срок эксплуатации более 25 лет и по которым не было технического заключения о возможности дальнейшей эксплуатации. Мы это сделали. К 2023 году у нас уже не осталось лифтов, которые имеют длительный срок эксплуатации. Но есть еще дома на спецсчетах, там ситуация похуже. Там более 1 000 лифтов, которые требуют замены. С 2017 года есть программа субсидирования, за счет этой программы в Свердловской области поменяли порядка 300 — 350 лифтов.
Срок эксплуатации лифтов, которые не успели заменить до 15 февраля 2025 года, продлили еще на пять лет. Но те лифты, которые устарели уже после этой даты, придется менять. Я думаю, что те дома, которые не смогут поменять лифты в установленный период, в обязательном порядке переведут со спецсчетов в Фонд капитального ремонта.
— Можно ли отремонтировать подъезды или благоустроить придомовую территорию за счет средств капремонта?
— Мы проводим ремонт общедомового имущества. Это все, что находится в границах дома. Есть исключения: например, когда инженерные сети по балансовой ответственности идут до границы колодца. А прилегающая территория — это же не в границах дома, поэтому нельзя ее благоустроить за счет средств капремонта. Ремонт подъезда — это не капитальный, а текущий ремонт, который финансируется из средств, собираемых по строке «Содержание жилья». Ответственность за проведение ремонта подъезда несет организация, которая обслуживает дом, — УК/ТСЖ.
— Планируется ли продолжать пилотный проект по восстановлению жилых зданий, имеющих статус объекта культурного наследия?
— Объекты культурного наследия — это непростой вопрос, потому что стоимость ремонта там всегда больше, чем могут потратить жители. Сейчас мы делаем проектно-сметную документацию на несколько домов в Екатеринбурге, которые планируем ремонтировать в 2026 году: Свердлова, 30; Орджоникидзе, 10; Ленина, 5; Ленина, 54/2; Культуры, 8 и Малышева, 21. Эти дома выбираются исходя из пожеланий управляющих компаний, администрации Екатеринбурга. Если поставить все дома-объекты культурного наследия на капитальный ремонт на ближайшие 2-3 года, то на другие дома денег просто не хватит. Один отремонтированный объект культурного наследия съедает 2,5-3 ремонтных фонда обыкновенного дома.
— Нет планов расширять проект за пределы Екатеринбурга?
— У нас в Свердловской области порядка 120 домов — объектов культурного наследия, из них 82 в Екатеринбурге. В Ирбите есть отдельная программа, там даже не капитальный ремонт, а реконструкция. Есть немного в Нижнем Тагиле, в Каменске-Уральском. Поэтому основная часть таких домов в Екатеринбурге. В основном это объекты сталинской эпохи. И если бы они не были объектами культурного наследия, нам было бы проще их отремонтировать.
— Куда можно обратиться, если возникли вопросы по капремонту?
— Можно позвонить на горячую линию Фонда капитального ремонта Свердловской области: 8-800-300-80-88. У нас есть филиалы в пяти городах: Нижнем Тагиле, Каменске-Уральском, Серове, Алапаевске и Первоуральске. В квитанциях на оплату взносов указаны номера телефонов расчетных центров, которые выставляют квитанции, им тоже можно задавать вопросы по начислению и учету платежей. Можно обратиться к нам по электронной почте, через форму обратной связи на официальном сайте. Можно также в наших социальных сетях обозначить свой вопрос.
Ранее «Областная газета» писала о том, что Евгений Куйвашев утвердил региональный стандарт стоимости жилищно-коммунальных услуг на 2025 год.
Опубликовано в №58 (10165) от 20 марта 2025 года.