Уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка Мария Львова-Белова во вторник провела межведомственное совещание, где были подведены промежуточные результаты специального проекта «Вызов», реализуемого в рамках инициированной ею стратегической программы «Дети в семье». Высокую оценку Уполномоченного получила работа Свердловской области – одного из 14 пилотных регионов «Вызова». Основная цель проекта – сократить количество детей, которые проживают в социальных учреждениях, обеспечив приоритетное право каждого ребенка жить и воспитываться в кровной семье. Куратор «Вызова» в нашем регионе, заместитель министра социальной политики Свердловской области Ольга Ударцева рассказала журналисту «Областной газеты» Татьяне Буровой о том, что уже удалось сделать, о планах на будущее и трудностях, которые возникли в процессе работы.
– Ольга Николаевна, с момента начала реализации специального проекта «Вызов» прошло уже полгода. Расскажите о промежуточных результатах.
– Результаты мы отслеживаем ежемесячно, и хочу сказать, что для нас самих какие-то из них оказались достаточно неожиданными. Казалось бы, мы делаем то же самое, что и раньше, работаем тем же самым кадровым составом и в рамках того же правового поля, но поскольку вектор в работе с семьями уверенно повернулся в сторону семьесбережения, положительная динамика, которую мы отмечали на старте проекта, не просто устояла, но и продолжает набирать обороты. Так, в первом квартале текущего года количество впервые выявленных социальных сирот – тех, чьи родители по разным причинам свои материнские и отцовские обязанности не исполняют, сократилось почти на 30%. Заметно улучшились и другие показатели: на 66,7% уменьшилось число детей, от которых матери отказались в роддоме, на 52,8% – количество детей, у которых родители или единственный родитель лишены родительских прав. При этом число родителей, восстановленных в родительских правах, либо в отношении которых отменено ограничение в родительских правах, увеличилось на 69,2%.
– Такие весомые результаты за короткий срок впечатляют и даже кажутся фантастическими. За счет чего удалось их достичь?
– Для нас, как я уже сказала, это стало определенной неожиданностью. Хотя, если вдуматься, все закономерно. Главная задача проекта – выстроить такую систему, при которой каждая семья и каждый ребенок, по той или иной причине оказавшиеся в кризисной ситуации, смогут своевременно получить необходимую помощь, нацеленную на сбережение семьи и защиту прав ребенка. Если оглянуться немного назад, то до недавнего времени все усилия субъектов профилактики были направлены преимущественно на обеспечение прав ребенка, а семьей в целом занимались недостаточно. Рейды в семью, беседы с родителями, их рассмотрение на комиссиях, привлечение к административной ответственности и во многих случаях изъятие ребенка из семьи как инструмент его защиты – вот достаточно распространенный перечень мер, использовавшихся в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. А сейчас, внедряя семьесберегающий подход, мы исходим из посыла: хочешь защитить права ребенка – помоги его родителям. Меняются технологии оценки поступивших сигналов о семейном неблагополучии и причин кризисных ситуаций, «контролирующий» подход меняется на партнерский – и появляются положительные результаты.
Хочу подчеркнуть, что задачи раннего выявления проблемных ситуаций и нарушений прав детей в семьях, своевременного оказания им необходимой помощи невозможно решить только усилиями социальных служб, это задачи межведомственные, и здесь мы работаем совместно с образовательными и медицинскими учреждениями, территориальными комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, некоммерческими организациями, не обойтись и без взаимодействия с правоохранительными структурами. И очень важно, чтобы все субъекты профилактики работали не дублируя, а дополняя друг друга, на достижение общей цели – оказания реальной действенной помощи семье и детям.

– Объединить усилия различных организаций в сокращении социального сиротства призваны межведомственные консилиумы, которых в Свердловской области создано 59. Как они работают?
– Консилиум – это междисциплинарная команда людей, готовых прийти на помощь семье в любой непростой жизненной ситуации, на любой стадии, но чем раньше это произойдет, тем лучше. Как правило, кризис в семье вызревает долго и имеет разные причины. Важно разобраться, что за трудности лежат в его основе и из-за чего они возникли, временные они или хронические.
Это может быть потеря работы или близкого человека, отсутствие нормального жилья, разлад в межличностных отношениях, развод супругов, наличие зависимостей. Верно отмечено классиком – «каждая несчастливая семья несчастлива по-своему». От точности «диагноза» будет зависеть и индивидуальная программа по преодолению кризиса для конкретной семьи, план ее реабилитации. Поэтому в составы консилиумов входят специалисты разных помогающих профессий, представители различных ведомств и некоммерческих организаций, важно, чтобы все они были не только профессионалами в своей сфере, но и отзывчивыми, деятельными людьми, способными установить доверительный контакт с теми, кто нуждается в помощи.
– Наверное, важно, чтобы и родители хотели, чтобы у них не забрали ребенка или восстановить свои родительские права?
– Готовность родителей меняться – это очень важно, план реабилитации не может быть навязан семье, и поэтому необходимо обсуждать его совместно, вовлекать родителей в разработку вариантов возможных действий. Основная задача – разбудить инициативу членов семьи, помочь им самим искать пути выхода из сложившейся ситуации. Достаточно часто на начальном этапе работы с семьей мотивации на изменения нет, но ее надо пробудить, найти тот «волшебный ключик», который повернется, и человек поймет, что он больше не хочет так жить, надо что-то делать не только ради себя, а ради семьи и детей. И тогда родители идут к психологу, проходят через медиацию, соглашаются на реабилитацию. И здесь особенно важна роль куратора семьи, его умение выстроить доверительные отношения со всеми членами семьи, оценить ее возможности и ресурсы.
Вспоминается ситуация, когда причиной разлада в семье стало то, что папа работал вахтовым методом, редко бывал дома, а мама с детьми не справлялась, тем более младший ребенок был еще грудничком, а у старших были проблемы подросткового возраста, один из сыновей в итоге ушел из дома. Отец считал, что делает все ради семьи, мама при этом чувствовала себя одинокой и беззащитной, а дети в условиях постоянных конфликтов между родителями не получали должной любви и заботы, в которых нуждались. Семья попала в поле зрения межведомственного консилиума, и состоялся откровенный разговор. Глава семьи понимал, что надо менять место работы, быть рядом с семьей, но боялся потерять финансовую стабильность, кроме того, требовалось восстановить детско-родительские отношения. Маме нужна была помощь психолога, помимо этого, она нуждалась в плановом стационарном лечении из-за хронического заболевания, но не могла оставить детей без присмотра. Каждый из родителей винил другого и считал себя жертвой обстоятельств. При этом оба они любили детей, а дети очень нуждались в каждом из них. И здесь оперативно подключились члены консилиума, как по линии службы занятости, так и по линии здравоохранения, а также психологи социально-реабилитационного центра и образовательной организации. Папа не только нашел новую хорошо оплачиваемую работу, но и увлек старшего сына спортивной рыбалкой.
Кстати, работать с детьми так же важно, как и с родителями. Сейчас у нас на сопровождении находится семья, в которой подросток – сын мамы от предыдущего брака – отлично ладил со сводными братом и сестрой, но отношения с отчимом никак не складывались. Мальчик стал убегать из дома, употреблять алкогольные напитки, начались приводы в полицию. Все это настроило отчима против пасынка. В итоге мальчик оказался в реабилитационном центре в соседнем регионе, где с ним начали работать психологи и выяснили, что он скучает по дому, брату и сестре, хочет вернуться, но не знает, как это сделать. Подключился наш территориальный консилиум, стали работать с семьей мальчика. Сейчас мама навещает сына регулярно, отчим пытается наладить отношения с ребенком. Хочется верить, что все у них наладится, хотя всем членам семьи придется еще немало потрудиться.
– Никто не заменит ребенку семью, с этим не поспоришь. Но где гарантия, что наладившиеся отношения снова не испортятся, проблемы не вернутся и дети опять не окажутся в опасности?
– Мы понимаем, что сложные проблемы не решаются легко, поэтому, когда родитель прошел лечение, привел в порядок квартиру, забрал ребенка из учреждения, сопровождение не заканчивается. Мы готовы к тому, что могут быть срывы, поэтому сопровождение продолжается достаточно длительное время. У каждой такой семьи есть персональный куратор, работающий с ней в режиме 24/7. Но при этом продолжается мониторинг ситуации в семье и со стороны консилиума. Регулярный разбор планов реабилитации, оценка динамики изменений позволяют выявить межведомственные несогласованности, влияющие на эффективность мероприятий, провести необходимую корректировку. При этом срывы выполнения плана помогают понять ранее скрытые слабые стороны членов семьи. В то же время основным приоритетом безусловно остается обеспечение безопасности и соблюдение прав и законных интересов детей.
– А встречаются те, кто не идет на контакт, не хочет менять свою жизнь?
– К сожалению, бывают случаи, когда дети не один месяц находятся в центрах социальной реабилитации, а работа с родителями не дает результата. Когда ресурс работы с родителями исчерпан и дети остаются без родительского попечения, органы опеки и попечительства прилагают максимальные усилия для устройства несовершеннолетних в замещающую семью. К счастью, в нашей стране много людей с добрым сердцем, готовых взять на воспитание одного или даже нескольких детей. Когда ребенок находится в любящей его семье, когда он счастлив, мы понимаем, что работаем не зря.
– Ольга Николаевна, расскажите про «Семейную кубышку»: что это и хватает ли в ней средств?
– В конце прошлого года региональным оператором внебюджетных средств специального проекта «Вызов» (некоммерческая организация «ЭКА-Екатеринбург») заключен договор пожертвования с благотворительным фондом Андрея Мельниченко, два транша в размере 2,5 миллиона рублей уже поступили на счет НКО-оператора, до конца текущего года региональный оператор получит еще два таких же транша.
Материальная поддержка за счет средств «Семейной кубышки» оказывается семьям с детьми, нуждающимся в помощи, для содействия семье в выходе из кризиса.
За период с 01.01.2025 по настоящее время из «Семейной кубышки» была оказана материальная помощь 16 семьям, находящимся в трудной жизненной ситуации, в которых воспитываются 33 ребенка, на сумму более миллиона рублей. На указанные средства была приобретена бытовая техника и мебель, оказана помощь в проведении ремонта жилых помещений, погашена задолженность за коммунальные услуги, осуществлена оплата медицинских услуг на прохождение лечения от зависимостей и другое. Сегодня на рассмотрении еще несколько заявок территориальных консилиумов, этот ресурс оказания адресной помощи востребован и показывает свою эффективность. Средства в «кубышке» есть, даже с небольшим запасом.
– Опыт полугодовой работы по реализации проекта дал представление, в каком направлении нужно менять работу с семьями?
– Как я уже говорила, главной задачей системы профилактики сегодня является сохранение кровной семьи для ребенка. Изъятие ребенка из семьи должно стать исключительной мерой защиты его прав. Меры профилактики должны быть связаны не с надзором за семьей, а с ранним выявлением семейных кризисов и своевременным оказанием помощи.
В связи с этим в работу организаций социального обслуживания Свердловской области активно внедряются стационарозамещающие технологии, созданы службы «Дети в семье», реализующие целый комплекс услуг семье и детям, создаются клубы «Устойчивая семья», работа которых направлена на сохранение и восстановление кровных семей в интересах детей.
При необходимости мы расширяем составы консилиумов – приглашаем юристов, представителей ЖКХ, специалистов узких областей медицины.
Отдельным очень востребованным ресурсом для нас является методическая база, сформированная аппаратом Уполномоченного при Президенте Российской Федерации по правам ребенка. В ней мы находим и современные технологии, и эффективные практики, и передовой опыт регионов.
Сегодня уже можно говорить, что изменения в региональной системе профилактики социального сиротства начались, и они подтверждают правильность выбранного направления движения. Сейчас главное – это консолидация усилий и единый подход, который должен заключаться в понимании того, что семья – на первом месте.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Свердловской области более 530 детей вернулись в семьи с начала реализации проекта «Вызов».