В селе Балтым (городской округ Верхняя Пышма) в школе № 9 имени Г. А. Архипова для школьников прошел открытый «Урок цифры», участие в котором принял министр цифрового развития и связи Свердловской области Михаил Пономарьков. Занятие было посвящено использованию мессенджеров и цифровому этикету. Ребята узнали, какие профессии есть в цифровой среде, изучили новую тему и решили задачи на интерактивных тренажерах.
Всероссийский образовательный проект «Урок цифры» реализуется в рамках нацпроекта «Цифровая экономика». Он стартовал в декабре 2018 года по инициативе Министерства просвещения России, Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций России и АНО «Цифровая экономика». Интерактивные уроки в рамках проекта проводятся для всех учеников с 1-го по 11-й класс. Иногда участие в занятиях принимают представители органов власти, бизнеса в сфере IT и государственных структур, связанных с информационными технологиями.
К очередному Уроку цифры подготовились в Балтымской школе № 9. Ученики 8-го класса здесь уже знакомы с образовательным проектом и регулярно упражняются на интерактивных тренажерах «Урока цифры» в рамках занятий по информатике. Однако сегодня урок для них пройдет в не совсем обычном формате. Чтобы принять участие в занятии по теме «Мессенджеры», в школу приехал министр цифрового развития и связи региона Михаил Пономарьков.
— Наш прямой интерес в том, чтобы привлечь внимание детей, которые завтра станут студентами и пойдут в высшие учебные заведения, к цифровизации, цифровым сервисам и сфере IT. Наша задача — привлечь учеников, чтоб появилось как можно больше квалифицированных кадров. На Уроках цифры мы должны донести полезную информацию в достаточном количестве, чтобы ученикам было легко ориентироваться в цифровом мире. Сегодня актуальная для всех тема — мессенджеры. Это тот инструмент, которым пользуется каждый человек. Очень важно, чтобы школьники умели пользоваться мессенджерами и соблюдали правила цифровой безопасности и этикета, — рассказал «ОГ» Михаил Пономарьков.
Начинается «Урок цифры» с приветственного слова от министра. После ребята спешат задать вопросы. Школьники интересуются: «Какие можно использовать нейросети? Какие из них самые актуальные?», «Как защитить себя от утечки информации?». Также обсуждается направление «Системное администрирование» и его актуальность для современной сферы информационных технологий.
Далее ученики переходят к самой интересной части урока — разговору о популярных и любимых сегодня мессенджерах. Проводит урок Андрей Вахромеев — региональный куратор образовательной платформы учи.ру от технологической компании «VK».
— Что такое коммуникация? — спрашивает Андрей у школьников в начале своего выступления.
Ребята без промедления отвечают, совместными усилиями формируя емкое определение. Далее следуют вопросы, которые подводят учеников к основной теме урока: «Что такое цифровая коммуникация?» «Какие инструменты помогают цифровой коммуникации?» и «Есть ли правила для такого общения?»
Чтобы найти ответы на эти и другие вопросы, ребята смотрят образовательный ролик, в котором рассказывается об истории развития коммуникации, отмечается, почему мессенджеры стали так популярны, а самое главное презентуются профессии, которые связаны с этой сферой. Все слушают внимательно и запоминают. Эта информация пригодится им в упражнении на интерактивных тренажерах.
— Мы рассказываем не только о мессенджерах и цифровом этикете, но и о помощниках цифровой коммуникации, о том, какие профессии есть в цифровой среде в плане коммуникации. Уроки цифры в целом очень хорошо выполняют задачу профориентации, потому что они раскрывают сферы, в которых дети, может быть, сегментно участвуют, но не знают, что это огромная индустрия, которая позволит им в будущем раскрываться творчески и зарабатывать большие деньги, — отмечает Андрей Вахромеев.
Спикер рассказывает ребятам о таких профессиях, как модератор чата, комьюнити-менеджер, контент-менеджер, мобильный разработчик, продакт-менеджер и дизайнер. Некоторые из них школьникам знакомы очень хорошо, о каких-то слышат впервые.
Узнать больше о современных профессиях и попробовать себя в одной из них ученикам помогает тренажер Урока цифры по теме «Мессенджеры». Все занимают свои компьютеры и начинают интерактивную образовательную игру. На тренажере «Модерация контента» ученики самостоятельно выбирают правила чата, учатся отличать нежелательный контент от допустимого, разделяют личную и частную информацию среди сообщений и выявляют неуважительное обращение пользователей друг к другу. Тренажер «Цифровой этикет» учит правильно приветствовать участников чата, отвечать на сообщения и вопросы, а в тренажере по профессии «Комьюнити-менеджмент» ребята отвечают на запросы, которые привязаны к конкретной теме чата — музыка, кино, образовательные проекты и другое.
— Мы много пользуемся мессенджерами, поэтому этот урок был важен для нас, мы узнали больше о том, как не попадаться на фальшивые ссылки, как вести себя в сети, как избежать взлома и не потерять данные. Узнали об интересных профессиях. Мне понравилось решать задание «Модератор чата», было интересно, — поделилась с «ОГ» впечатлениями от Урока цифры ученица 8-го класса Дарья Романова.
— Информация, которую мы получили сегодня, поможет разбираться в Интернете и соблюдать кибербезопасность. Важно это для того чтобы быть грамотным человеком будущего, а не остаться в прошлом. Очень полезно для тех, кто хочет пойти учиться на инженера или айтишника, — отметил ученик 8-го класса Иван Шептилич.
Ранее глава минцифры Свердловской области Михаил Пономарьков рассказал «Областной газете» о том, как реализуется в регионе нацпроект «Цифровая экономика».
Опубликовано в № 263 (9778) от 21 ноября 2023 года.