Изменения в международных отношениях оказались серьезным испытанием для участников внешнеэкономической деятельности. Пришлось преодолевать санкционные барьеры, перекраивать логистику, искать новых партнеров. О том, как перестраивают обучение кадров для внешнеэкономической деятельности и помогают участникам ВЭД отвечать на вызовы времени, рассказывает «Областной газете» заведующая кафедрой мировой экономики и внешнеэкономической деятельности УрГЭУ, кандидат экономических наук Оксана Фальченко.
— В последние годы так называемый «коллективный Запад» прилагает немало усилий, чтобы перекрыть нашей стране выход на мировые рынки. Не отбило ли это охоту российским компаниям заниматься внешнеэкономической деятельностью, а молодежи — изучать предмет на вашей кафедре?
— Наша страна находится под санкционным давлением с 2014 года, так что предпринимать меры для нейтрализации негативных моментов нам приходится почти десять лет, опыт имеется. С весны 2022 года давление усилилось, мы потеряли уже налаженные связи в Евросоюзе и в США, но это не заставило отказаться от внешнеэкономической деятельности (ВЭД) и не привело к изоляции. Бизнес начал осваивать рынки сбыта в Азии, на Ближнем Востоке, в Латинской Америке, Африке. В прошлом году в России увеличилось количество компаний, занимающихся экспортом и импортом. Что касается интереса к мировой экономике молодежи, то он стабильно растет, как и число желающих получить специальность в сфере ВЭД или повысить квалификацию. Мы ощущаем это по притоку студентов.
На нашей кафедре разработана и уже второй год реализуется в бакалавриате программа «Внешнеэкономическая и таможенная деятельность». Студенты обучаются основам внешнеэкономической деятельности, международного бизнеса, исследованию рынка и бизнес-анализу, таможенному оформлению, а также оценке эффективности внешнеэкономических операций и международных бизнес-проектов. В магистратуре нашей кафедрой совместно с кафедрой информационных технологий и статистики реализуется программа «Управление данными и бизнес-анализ во внешнеэкономической деятельности». Здесь мы углубляем знания студентов в сфере внешнеэкономической деятельности плюс делаем упор на информационные компетенции. Учим обрабатывать информацию, работать с большими массивами данных, что актуально, поскольку сейчас все сферы деятельности подвержены цифровизации.
— Изменения во внешнеэкономической деятельности, вероятно, требуют корректировки обучающих программ, особенно для уже действующих специалистов, желающих обновить свои знания, получить дополнительное образование?
— Конечно, введение беспрецедентных по масштабу санкций заставило вносить изменения в законодательство, выстраивать новые логистические цепочки, менять систему банковских проводок, легализовать параллельный импорт, что позволило закрыть потребности бизнеса в оборудовании, запчастях, материалах. Обучение на кафедре всегда носило и носит практико-ориентированный характер. В рамках реализуемых нами спецкурсов, дисциплин, практик мы разрабатываем специализированные бизнес-кейсы, разбираем нормативно-правовую базу, схемы, льготы, меры господдержки, которые помогают участникам ВЭД приспособиться к новым условиям, нивелировать негативное воздействий санкций.
Есть в УрГЭУ и на нашей кафедре программы дополнительного образования, переобучения, повышения квалификации, связанные с текущими трендами во внешнеэкономической деятельности. Чтобы грамотно им следовать, предприятия и организации могут нам такие программы заказывать. И многие это делают.
— Что сейчас в тренде?
— Оценка эффективности внешнеэкономических сделок, импортных и экспортных поставок, конъюнктурные обзоры рынка, разработка бизнес-планов, проектов в том числе с участием иностранного капитала или проектов, которые будут реализовываться российскими участниками ВЭД за рубежом. Весьма востребован анализ внешних рынков: сейчас, например, особенно интересны Ближний Восток, Китай, Африка.
— Где студенты вашей кафедры проходят практику?
— Студенты бакалавриата оттачивают полученные знания во время учебных и производственных практик в организациях и на предприятиях, с которыми у нашего вуза есть долгосрочные договоры. Это Уральское таможенное управление, Уральская торгово-промышленная палата, УГМК-холдинг, контейнерный терминал «СиАйТи» и другие. Кроме того, студенты могут заключить разовые договоры подготовки с теми организациями, где хотят развить и применить свои знания и навыки. Это корпорация «Маяк», компании «Кит» и «Транспортные традиции», Уральский оптико-механический завод и другие. Там трудятся наши выпускники, которые могут стать хорошими наставниками для подрастающего поколения.
У магистрантов, а это либо наши бакалавры, либо уже работающие специалисты, желающие развиваться в сфере ВЭД, места практики, как правило, совпадают с местом работы.
— Где и кем трудятся выпускники вашей кафедры?
— Основные наши работодатели — это предприятия и организации, которые занимаются экспортом и импортом, а также государственные структуры, например, таможенные органы, торгово-промышленные палаты. Наших выпускников можно встретить также в транспортно-логистических компаниях, в отделах валютного контроля банковских учреждений.
— Внешнеэкономическая деятельность предполагает владение иностранными языками.
— В бакалавриате, начиная с первого курса, студенты изучают английский язык, а с третьего года — второй иностранный. Они могут выбрать китайский, испанский, французский или немецкий. Чаще всего в последнее время выбирают либо испанский, либо китайский. Для иностранных студентов на первом курсе есть факультатив по русскому языку, который включен в учебный план. Кроме того, обязательным условием для поступления в УрГЭУ иностранных студентов является сдача экзамена по русскому языку. Освоить его они могут на подготовительных курсах в специальном центре подготовки иностранных граждан.
— Наверное, ваша кафедра, как никакая другая, привлекает студентов из других стран?
— Вообще УрГЭУ в лидерах среди вузов в нашем регионе по количеству иностранных студентов. На нашей кафедре обучаются студенты из Китая, из африканских Чада и Нигерии, из Сирии, из ближнего зарубежья — Киргизии, Казахстана, Узбекистана. Учатся они и в бакалавриате, и в магистратуре, и в аспирантуре. Часть образовательных программ реализуется на русском языке, часть — на иностранном, с этим проблем нет, поскольку большинство наших преподавателей неплохо владеют английским.