В наше непростое время к государственным и муниципальным служащим, в просторечии чиновникам, предъявляются все более высокие требования. От их образованности, порядочности, умения ставить цели и добиваться их решения зависит благополучие людей, городов и регионов. О том, как готовят кадры для органов власти, рассказала «ОГ» заместитель заведующего кафедрой государственного и муниципального управления Уральского государственного экономического университета, лауреат губернаторской премии в номинации «Профессор года» Наталья Власова.
— Наталья Юрьевна, учитываются ли в образовательных программах те изменения, которые происходят в сфере государственного и муниципального управления?
— Все образовательные программы нашей кафедры направлены на то, чтобы выработать у будущих управленцев риск-ориентированный подход. Мы стараемся научить их не только видеть и предвидеть риски, но и справляться с ними, искать и использовать новые возможности, которые открываются перед городом, муниципалитетом, регионом.
К числу важных изменений я отношу цифровизацию и тесно связанный с ней курс на клиентоориентированность государственной и муниципальной сферы. Сегодня создана единая платформа, позволяющая органам власти взаимодействовать с гражданами. Она дает возможность не только получить льготы и услуги, проголосовать, высказать свое мнение, подать жалобу, но и отследить обратную связь, оценить качество работы организаций и учреждений.
И еще один немаловажный аспект. Государство перестает воспринимать население как пассивного получателя услуг, все больше и больше органы власти стараются вовлечь жителей в развитие городов и сел. Классический пример — обязательное участие населения в выборе объектов для благоустройства по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды», который реализуется в рамках национального проекта «Жильё и городская среда». Побеждают те объекты, за которые отдано больше голосов. Или взять инициативное бюджетирование. Муниципалитеты совместно с гражданами разрабатывают и выдвигают на конкурс проект, и в случае победы из областного бюджета выделяются деньги на реализацию.
— Как строится обучение будущих чиновников на вашей кафедре?
— В бакалавриате обучение ведется по программе «Государственное и муниципальное управление», в магистратуре — по программе «Стратегическое планирование в сфере государственного и муниципального управления».
Бакалавров мы знакомим со структурой власти и законодательства Российской Федерации, даем им управленческий навыки, не забываем также про экономику и финансы. В общем, студенты получают комплексный багаж знаний, который позволяет им работать не только в государственных и муниципальных органах власти, но и в коммерческих организациях.
В магистратуре преобладают люди уже сложившиеся, имеющие за плечами стаж работы в том числе в органах местного самоуправления. Их мы знакомим с современными тенденциями. Акцент делаем на стратегическое планирование, проектный подход. В связи с ростом вызовов и рисков, о которых я уже сказала, многие считают, что строить планы на перспективу не имеет смысла. Категорически не согласна. Стратегия задает миссию территории, определяет основные цели и векторы социально-экономического развития.
— Помимо теоретических знаний специалисту в сфере управления необходимы практические навыки. У студентов есть возможность их приобрести?
— Заведующим нашей кафедры является действующий вице-мэр Екатеринбурга Дмитрий Юрьевич Ноженко, мы поддерживаем постоянные контакты с областными министерствами, ведомствами, муниципалитетами. При разработке программ обучения обсуждаем, какими компетенциями должен обладать современный управленец и в каких дисциплинах они могут быть реализованы. В учебном плане как для бакалавров, так и магистров имеются блоки по цифровизации госуправления, аналитической работе, проектному управлению.
Большое внимание уделяется развитию коммуникативных навыков будущих управленцев. Занятия проводятся в формате тренинга. Студенты разбиваются на команды и отрабатывают технологии общения. Это помогает им понять свои сильные и слабые стороны, поработать над собой.
Конечно же, у нас есть ключевые партнеры, где студенты проходят практику. Это департаменты исполнительных органов власти, районные и городские администрации, молодежное правительство Свердловской области. Еще на первом курсе бакалавриата мы выясняем, какой проблематикой хотел бы заниматься тот или иной студент, к чему у него есть склонность и способности. Выстраивается индивидуальная траектория, которая помогает не разбрасываться, а развиваться в определенном направлении. Должна сказать, что молодых интересует и социальная, и культурная, и жилищно-коммунальная сферы.
— Как обстоят дела с трудоустройством выпускников кафедры?
— По трудоустройству и зарплатам выпускников УрГЭУ находится на одном из первых мест среди вузов региона. Полученные здесь знания являются универсальными и позволяют работать не только в органах государственного и муниципального управления, но и в бизнес-структурах, создавать и развивать свое дело. Наших выпускников можно встретить по всей стране, поскольку в УрГЭУ реализуется дистанционное обучение.
— Идеальный управленец, чиновник — какой он по-вашему?
— У нас есть такой формат «Открытый диалог», когда приглашенные чиновники общаются со студентами. Приведу слова начальника департамента экономики администрации Екатеринбурга Алексея Анатольевича Прядеина. Он сказал: «Мы работаем, чтобы город становился лучше». Именно к этому, на мой взгляд, должен стремиться управленец.
— Наталья Юрьевна, в конце 2023-го вы стали лауреатом премии губернатора Свердловской области в номинации «Профессор года».
— Я считаю эту победу не только своей, но и Уральского государственного экономического университета в целом. В нашем вузе создана уникальная система для занятий наукой. Гранты для молодых ученых, финансирование поездок на международные и всероссийские научные конференции, возможность публикации статей и монографий. Также УрГЭУ участвует в организации масштабных мероприятий: это и ежегодный Евразийский экономический форум молодежи, и V Российский экономический конгресс, который прошел в прошлом году. Все это создает благодатную среду для развития. Более десятка моих аспирантов защитили кандидатские диссертации, а в прошлом году мой ученик Иван Антипин стал доктором наук.
— Если не секрет, на что планируете потратить часть денежной премии?
— На путешествия и книги. Давно мечтаю побывать на Камчатке и в Магадане, и теперь смогу это сделать.