Бывший председатель Областной думы Николай Воронин говорит о своей работе в региональном парламенте

Ему приходилось быть не только политиком, но и дипломатом

В 1996 году Николай Воронин принял решение выдвинуть свою кандидатуру на выборах в депутаты Областной думы. Что его подвигло на это и не жалеет ли он о своем решении — в материале «Областной газеты».

— Меня сразу избрали председателем комитета по социальной политике, а спустя несколько лет — председателем Облдумы. Обстановка в парламенте была непростой: 28 депутатов представляли 11 партий и движений, а для принятия решений необходимо было набрать 15 голосов. Приходилось быть не только политиком, но и дипломатом.

— Несмотря на то, что Конституция новой России предоставила широкие полномочия субъектам Федерации, многие шаги на местах центром воспринимались в штыки. Тем не менее, Свердловской области удалось первой в стране принять Устав, провести выборы губернатора. Что этому способствовало? Обилие уральцев в высших эшелонах власти?

— Меньше всего это связано с тем, что Борис Николаевич Ельцин был Президентом РФ и другие наши земляки занимали влиятельные посты. И принятие Устава, и решение провести в 1995 году выборы губернатора сопровождались острыми дискуссиями с центром. Отстаивать интересы региона, я думаю, помогал уральский характер. Не зря Эдуард Эргартович Россель говорил, что выборы губернатора «были выбиты в органах государственной власти». Не силой, разумеется, «выбиты», а убежденностью в своей правоте. У нас в исполнительных и законодательных органах власти работали профессионалы, была мощная юридическая база. Ни одно решение не принималось без предварительного изучения вопроса, анализа разных мнений. Документы, которые здесь разрабатывались, было невозможно оспорить. Свою правоту мы могли доказать не только в высоких кабинетах, но и в суде, что, кстати, не раз приходилось делать.

Мы были в числе первопроходцев в учреждении в регионе должности уполномоченного по правам человека и в создании Уставного суда. Серьезные разногласия возникли с центром при принятии областного закона «Об образовании». Мы закрепили в нем обязанность школы заниматься не только обучением, но и воспитанием. Несмотря на то, что данное положение противоречило точке зрения российского минобраза, свою позицию мы отстояли. Впоследствии жизнь доказала нашу правоту, в федеральном законе восстановили неразрывность обучения и воспитания.

— Разногласия между нашей областью и центром возникли и во взглядах на реформу органов местного самоуправления, начатую в 2003 году. В чем была причина?

— Федеральный закон предусматривал разделение муниципальных образований на городской округ, муниципальный район, городское и сельское поселения. В Свердловской области на тот момент существовало 73 муниципальных образования, но если бы мы дословно реализовывали концепцию федерального закона, то у нас появилось бы около 600 самостоятельных муниципальных образований. Это повлекло бы огромные финансовые затраты на содержание аппарата в каждом органе местного самоуправления. По нашим подсчетам, на это потребовалось бы ежегодно около трех миллиардов рублей!

Но мы вместе с юристами изучили закон и нашли выход. За основу был взят городской округ, что позволило создать всего 93 муниципальных образования: 67 городских округов, пять муниципальных районов, пять городских и 16 сельских поселений. Но для этого нам пришлось принять около 200 областных законов, уточняющих статус муниципальных образований, их границы. Это помогло сохранить исторически сложившуюся систему взаимоотношений в регионе и, что особенно важно — льготы населению, а также сократить расходы на содержание аппарата.

Наше решение подвергалось резкой критике аппарата президента его полномочного представителя в УрФО, Госдумы, но мы сумели доказать, что ни на йоту не нарушили федеральный закон. Коллеги из других регионов откровенно завидовали нашему упорству: они вынуждены были создать по 300-400 муниципальных образований. Со временем ошибку исправили, но чего это стоило.

Фото: Борис Ярков

— В 2002 — 2004 годах депутатам пришлось проделать большую работу по приведению областного законодательства в соответствие с федеральным. Этот процесс был болезненным?

— Нет. Он был трудоемким. Дело в том, что в 90-х многие сферы жизни федеральными законами не регулировались, и нам приходилось разрабатывать областные. Так были приняты, к примеру, законы об обороте оружия, о порядке регистрации иностранных граждан, о миссионерской деятельности на территории Свердловской области, другие. Их необходимость была продиктована самой жизнью. Но депутаты Госдумы тоже не сидели сложа руки, и настало время сформировать в стране единое правовое пространство.

— Николай Андреевич, когда вы председательствовали в Областной думе, атмосфера там была сложная, фракции, пытаясь отстоять свою точку зрения по тому или иному вопросу, нередко срывали заседания. Сейчас такое поведение — нонсенс. Вам бы хотелось поработать в нынешнем парламенте?

— Не думаю, что нынешним депутатам легко, у каждой эпохи свои сложности. Конечно, сейчас уже сформировалась культура межпартийных отношений, имеется прочная законодательная база Российской Федерации, страна в целом и Свердловская область стали богаче. Но зато мы стояли у истоков формирования законодательной власти, мы были первопроходцами. И это было здорово!

Досье «Областной газеты»:

Николай Андреевич Воронин родился 1 ноября 1951 года в городе Копейске Челябинской области. Окончил философский факультет Уральского государственного университета. В 1977-1979 годах служил в армии, куда был призван как офицер запаса.

Работал в Уральском лесотехническом институте, в Свердловском горкоме КПСС. В 1985 году избран депутатом Свердловского горсовета. В 1988–1992 годах — заместитель председателя Свердловского горисполкома.

В марте 1994 года назначен заместителем главы администрации Свердловской области. С июля 1994 по август 1995 года — член правительства Свердловской области.

В 1996 году избран депутатом Областной думы, в 2002 году — председателем Областной думы, переизбирался на этот пост в 2004, 2006 и 2008 годах. В 2010 году после очередных выборов был избран председателем комитета по социальной политике Областной думы.

С 2012 по 2022 год работал сначала замдиректора, потом — директором Уральского института регионального законодательства.

Почетный гражданин Свердловской области.

Ранее Аркадий Чернецкий рассказал «Областной газете» о работе первого созыва Свердловской областной думы.

Свердловский эксперт поделился мнением о том, что в регионе нужен комплекс мусороперерабатывающих заводов

Экспертное мнение о задачах по мусоропереработке в интервью «ОГ» высказал кандидат социологических наук, заместитель...

Темпы уборки хорошие — главное не останавливаться: Корреспонденты «ОГ» оценили работу по уборке мусора в муниципалитетах Свердловской области

В конце прошлой неделе губернатор Евгений Куйвашев дал ряд поручений по незамедлительному вывозу мусора...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также