Альберт Феликсович Абзалов — один из старожилов свердловского парламента. Впервые он избрался в Палату Представителей Законодательного Собрания региона в далеком 2004 году. В интервью «Областной газете» он рассказал о том, почему он предпочитает избираться по одномандатному округу, в чем видит преимущества многопартийного парламента и какие законопроекты, разработанные с его участием, считает главными.
«В Палате Представителей были люди состоявшиеся, легендарные»
— Альберт Феликсович, вы один из самых опытных депутатов Законодательного Собрания. Как вы пришли в политику?
— В 2000 году я впервые участвовал в избирательной кампании на выборах в Палату Представителей, но проиграл. Однако руки не опустились. Скорее, наоборот. Захотелось доказать, что я смогу. Время между двумя выборными кампаниями потратил с пользой. Можно сказать, подготовился основательно. Окончил академию госслужбы по специальности «Государственное и муниципальное управление» (по первому образованию я юрист). Создал благотворительный фонд «Малая Родина». То есть, по сути, не будучи депутатом, я какую-то работу, схожую с депутатской, уже вел. В 2004 году выборы были тоже достаточно сложными, но я их выиграл. И с этого времени всегда избираюсь по своему Красноуфимскому одномандатному округу.
Два срока подряд я проработал в Палате Представителей. Конечно, работа в Палате Представителей отличается от работы в Заксобрании. Там все депутаты избирались по одномандатным округам и представляли конкретные территории.
Я могу сказать, что мне повезло. Мне было у кого учиться. В Палате были люди состоявшиеся, легендарные. Главы городов, руководители крупных предприятий. Первым председателем комитета по промышленной политике, где я начал работать, был Анатолий Васильевич Сысоев (в 1987–2005 гг. директор Богословского алюминиевого завода). Он мне очень много дал в плане понимания некоторых государственных процессов.
Поэтому в 2011 году, после выборов в уже однопалатный парламент — Законодательное Собрание Свердловской области, когда мне предложили возглавить комитет по промышленной, инновационной политике и предпринимательству, я оценил свои силы и согласился.
— Свердловскому парламентаризму исполняется 30 лет. Сегодня мы бы хотели поговорить о периоде с 2004 по 2015 год. Могли бы вы назвать, какие знаковые события были в это время в части законотворческой деятельности?
— Это было то самое время, когда Законодательным Собранием принимались концептуальные законы. Ну вот, например, областной закон о промышленной политике. Когда мы впервые занялись этим законом в 2012 году, то даже федерального закона подобного не было. Создали в комитете рабочую группу, которую возглавил очень уважаемый промышленник Ефим Моисеевич Гришпун (директор Первоуральского динасового завода). Три года шла работа над законопроектом, смотрели опыт других регионов, общались с представителями наших предприятий, старались учесть все интересы. И в 2015 году, сразу после принятия федерального, приняли свой закон о промышленной политике. То есть у нас он был в настолько высокой стадии проработки, что времени понадобилось минимум. Это очень важный, ключевой закон, который как раз регулирует все отношения в области промышленной политики, что для нашего региона очень актуально. В законе, кстати, было прописано создание Фонда технологического развития. Сейчас этот Фонд в Свердловской области создан, успешно работает и входит в пятерку лучших в стране.
В это же время принимались законы, направленные на поддержку малого и среднего бизнеса. Можно вспомнить, что в соавторстве в Виктором Шептием мы внесли в Заксобрание закон о защите прав предпринимателей в Свердловской области, благодаря чему в области появился институт уполномоченного по правам предпринимателей.
Я думаю, нет смысла перечислять все, что было принято в эти годы. Это законы, направленные на повышение инвестиционной привлекательности региона, регулирование отношений между властью и бизнесом, поддержку предпринимателей и т. п. Главное, что они все работают, а это значит, что работа депутатами была выполнена качественно.
— Вы всегда избираетесь по одномандатному округу. Почему не от партии? Ведь, как мне кажется, в списке выбраться проще?
— Соглашусь. Но лично для меня как раз это и важно — что люди голосуют за меня. И я отвечаю перед ними за свою работу. Поймите, ведь можно один раз избраться, наобещать и ничего не сделать. Но только один раз. Потому что, если тебя избрали, а ты не работаешь, второй раз ты вряд ли выберешься. А если ты в округе постоянно присутствуешь, работаешь, помогаешь муниципалитетам, избирателям, то тебя и избирают. Что касается партийности, я никогда не отделял себя от партии. Более того, мы все одномандатники работаем на общий результат.
— В своей работе вы уделяли и уделяете много внимания вопросам, связанным с развитием малых городов и сельских территорий. Почему вы считаете это направление важным? При условии, что вы возглавляете комитет по промышленной, инновационной политике и предпринимательству.
— Ну это такая часть работы. Раз меня выбирают от определенной территории, то я должен отвечать за то, как она развивается. Учитывая, что мой округ — это в основном сельские территории, то работаю с тем, с чем люди обращаются. Но это нормальная депутатская практика. Ничего удивительного в этом нет. Что касается комитета, то это уже моя работа в законодательном органе. Комитет отвечает за всю промышленную политику Свердловской области.
«Раньше было очень много обращений — типа „купите корову“. Сейчас люди стали более подкованы»
— По вашим ощущениям, как изменилось взаимодействие депутатов и избирателей за последние десятилетия?
— Совершенно очевидно, что в плане коммуникаций стало гораздо больше возможностей. Активно работают социальные сети. Люди пишут. Если раньше приходилось больше выезжать и только через личные приемы получать обратную связь, то сейчас, конечно, с этим проблем нет. И это, кстати, позволяет более оперативно многие вопросы решать. Но, конечно, личное общение, работу в территориях никто не отменял.
— А изменились вопросы, если сравнивать, например, время, когда вы первый срок работали и сейчас?
— Раньше было очень много обращений — типа «купите корову». Сейчас люди стали более подкованы. В основном обращаются для решения каких-то системных вопросов, которые можно решить с главами муниципалитетов. Построить или отремонтировать дорогу до села, провести газ, ну и так далее.
Вот как раз сейчас идет бюджетный процесс. Мы обязательно встречаемся с главами муниципалитетов, собираем пожелания. Потом по каким-то вопросам встречаемся с представителями профильных министерств и ведомств. Определяем приоритеты. Такие вот вещи, которые как раз улучшают жизнь всех жителей округа.
— То есть, вопросами «покупки коровы» больше не занимаетесь?
— Ну почему? Всем стараемся помочь. Ведь люди часто просто не знают, куда обратиться, как оформить необходимые документы. У нас есть, например, программа «Начинающий фермер», поддержка со стороны минсельхоза, много разных программ. Работаем совместно с главами муниципалитетов. Как правило, успешно и продуктивно.
— Многопартийность Законодательного Собрания. Насколько это важно?
— Мне кажется, что важно. Есть состязательность. Когда существует оппозиция, это нормальное явление. Всегда есть другое мнение. Кстати, это же касается и работы в территориях. Мы там тоже взаимодействует с различными партиями, спорим, но, как правило, договариваемся и решаем вопросы. Это жизнь. А выборы как раз определяют, чью работу избиратель оценил как наиболее эффективную.
— Советы тем, кто решил попробовать себя в роли депутата. Какими качествами должен обладать народный избранник?
— Во-первых, надо уметь держать слово. Если что-то обещаешь — будь добр, исполняй. Во-вторых, если ты решил идти в законодательную власть, то настраивайся на работу, что называется, вдолгую. Ведь работа в Заксобрании — это такая же работа, как и в любом другом месте.
Ну и никогда не забывать, что тебя выбрали люди. Не отдаляться. Проводить личные встречи, знать, чем они живут, помогать в решении проблем как отдельных жителей, так и территорий от которых ты избран.
Ранее профессор Анатолий Гайда рассказал «Областной газете» о том, как в парламенте Свердловской области разрабатывались законы.
Опубликовано в № 265 (9780) от 23 ноября 2023 года.