Комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике — один из самых многопрофильных: в его ведении вопросы ЖКХ, строительства, капитального ремонта, газификации, формирования комфортной городской среды. О принципах и форматах работы над законопроектами и о контроле за реализацией нацпроектов «Областной газете» рассказал председатель комитета Валентин Лаппо.
— Валентин Анатольевич, вы возглавляете комитет по развитию инфраструктуры и жилищной политике Законодательного Собрания. Расскажите, пожалуйста, подробнее, чем занимается ваш комитет?
— Само название комитета определяет достаточно большой спектр вопросов законодательного регулирования. Это обеспечение осуществления права граждан на жилище, в том числе установление порядка учета граждан и предоставления жилых помещений по социальному найму. Мы также рассматриваем вопросы установления региональных стандартов для расчета субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг. В ведении комитета строительство, архитектура, развитие инфраструктуры, вопросы жилищно-коммунального хозяйства, энергетики, газификации, сферы транспортного обслуживания населения, дорожная деятельность регионального и межмуниципального значения.
По сути, это комплекс вопросов обеспечения жизнедеятельности любой сферы, которые влияют на повышение качества городской среды и качества жизни на территории Свердловской области.
— Как формируется комитет? Нужно ли обладать специальными знаниями, чтобы в него попасть?
— На старте избирательной кампании каждый кандидат уже обладает определенным опытом в той или иной сфере. Опираясь на этот опыт, формируется его предвыборная программа, о которой он рассказывает в ходе встреч. Избрание депутатом говорит о том, что граждане поддерживают его программу и дают ему возможность реализовывать свои предложения. У нас девять комитетов, и депутат по своему желанию заявляется в тот или иной комитет. В основном распределение позволяет каждому найти комитет «по душе», в котором он будет работать над профильными законопроектами. При этом депутат может присутствовать на заседании любого комитета, знакомиться с законопроектами, принимать участие в их обсуждении, но без права голоса. Возможность проголосовать «за» или «против» предлагаемого комитетом решения каждый депутат получает в ходе заседания Законодательного Собрания. Сегодня в комитете по развитию инфраструктуры работают профессиональные юристы, строители, дорожники, есть доктор экономических наук. Все депутаты имеют опыт практической работы, что позволяет быстро «войти» в тему. При подготовке заседания комитета мы заранее предоставляем документы. Каждый имеет возможность ознакомиться с обсуждаемым документом, провести консультации, в том числе с депутатами своей фракции. То есть вопрос обсуждается заранее, и на комитет мы выходим уже с готовыми предложениями. Много законодательных инициатив исходит от самих депутатов, но каждая детально прорабатывается с Уральским институтом регионального законодательства. Большое внимание уделяется анализу изменений федерального законодательства, с тем чтобы своевременно привести в соответствие региональные законы.
— Валентин Анатольевич, вы представляете «Единую Россию». А как выстроена работа с депутатами от других партий?
— В этом созыве в Законодательном Собрании Свердловской области 5 политических партий. В комитете представители 3-х партий: «Единая Россия», «Справедливая Россия», «КПРФ». Со всеми находим понимание. Тем более что, на мой взгляд, законопроекты нашего комитета «беспартийны» по своей сути.
Кто сегодня откажется от законов, направленных на улучшение качества жизни? На развитие инфраструктурных проектов? Конечно, бывают разногласия. Мы спорим, но не о сути законопроекта, а о подходах.
Цель у нас одна, но идти к ней можно разными путями. Обсуждаем эти вопросы, приходим к общему мнению. Разные мнения позволяют наиболее качественно, эффективно решать все вопросы.
— Как строится работа с профильными министерствами и ведомствами?
— Мы очень тесно с ними взаимодействуем при подготовке законопроектов. К примеру, есть такой региональный закон «Об обеспечении капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Свердловской области». Он был принят в 2013 году. Очень трудные времена, когда был огромный недоремонт многоквартирных домов, плохо выстраивалась программа ремонта. Тогда был внедрен новый подход к капремонту и принята программа, утвержден титул на 30 лет. Не очень легко она начиналась, но благодаря усилиям Фонда капитального ремонта, министерства ЖКХ мы сегодня одни из лидеров среди регионов. В настоящее время выстроена системная работа с управляющими компаниями, с подрядными организациями, с муниципалитетами и жителями. Мы неоднократно вносили в закон о капитальном ремонте изменения, которые приходили к нам от профильных ведомств, которые требовали оперативного решения. Это позволило достичь хороших результатов по капремонту. Наши депутаты выезжают на места, инспектируя ход работы на объектах. Кроме законодательной, у нас есть и контрольная функция. Например, реализация некоторых национальных проектов находится на контроле у нашего комитета, в частности, нацпроекта «Жильё и городская среда». В нем несколько составляющих: повышение доступности жилья, увеличение объемов капитального строительства жилья, сокращение аварийного и ветхого жилфонда и формирование комфортной городской среды. Мы очень тщательно отслеживаем работу министерств в этих направлениях. Есть формат, когда мы приглашаем с информацией представителей министерств, совместно обсуждаем тот или иной вопрос. При этом появляется понимание, в каком состоянии сегодня находится проект, есть ли отставание от дорожной карты, каковы источники финансирования. Сегодня эти процедуры нужны еще и для того, чтобы учитывать предложения министерств при принятии бюджета на следующий год. Это происходит в течение всего года.
— Каким образом при работе над законопроектами учитываются пожелания муниципалитетов?
— Депутаты избираются от конкретных территорий. И после своего избрания не утрачивают связь ни с муниципалитетами, ни с его жителями.
На регулярной основе все депутаты проводят приемы граждан, встречи с главами муниципальных образований и поэтому все острые проблемы знают, как говорится, из первых рук и стараются не оставлять возникающие вопросы без ответа.
Где-то с середины года муниципалитеты очень активно готовятся к принятию бюджета, стараются обосновать те расходы, которые нужны в муниципалитете. Пожеланий много, но не всегда они совпадают с финансовыми возможностями. Хотя бюджет Свердловской области, конечно, растет, за последние два года на 25%. Расходная часть в этом году составила 438 миллиардов рублей, что позволило реализовать просьбы жителей. Например, замена лифтов в многоквартирных домах, отработавших назначенный срок службы, на 2024 год было предусмотрено 350 млн руб. Однако по мере более детального анализа и учета всех потребностей, во время рабочей группы по вопросам формирования расходов областного бюджета на развитие жилищно-коммунального хозяйства, стало ясно, что этого финансирования недостаточно. Во время проведения согласительной комиссии было принято решение увеличить бюджет на данные цели еще на 100 миллионов рублей.
— Кстати, вы пришли в Заксобрание как раз с муниципальной службы. Скажите, насколько важна эта связь между законодательной и исполнительной властью?
— Действительно, я имел серьезный опыт работы именно в муниципалитете. Я по образованию строитель. Работал мастером, старшим прорабом, затем главным инженером Жилищно-ремонтного Треста. Более 13 лет я был первым заместителем главы администрации Ленинского района Екатеринбурга по вопросам ЖКХ, благоустройства, транспорта и связи и 14 лет возглавлял Железнодорожный район. Безусловно, практический опыт помогает в работе сегодня. Главное, сохраняются связи с администрациями городов, организациями, предприятиями, откуда получаем необходимую информацию. Многое обсуждается подробно. Есть понимание реальных возможностей муниципалитета в решении тех или иных вопросов, так как эти вопросы мне действительно близки, я их знаю изнутри.
— Могли бы вы назвать несколько наиболее важных законов, которые проходили через ваш комитет?
— С 2016 года нашим комитетом было подготовлено 95 законопроектов, которые впоследствии стали законами Свердловской области. Я бы выделил закон о комплексном развитии территории. Мы одними из первых приняли его в Российской Федерации. Он направлен на создание благоприятных условий проживания граждан, обновление среды жизнедеятельности и территорий пользования поселений и городских округов, а также обеспечивает увеличение объемов строительства жилья согласно национальному проекту «Жильё и городская среда», помогает осваивать депрессивные территории и является еще одним инструментом расселения и сноса ветхого или на грани ветхости жилья, повышая качество жизни в территориях. Уже начато освоение нескольких территорий в Екатеринбурге.
— Вы в Законодательном Собрании с 2016 года. Скажите, что изменилось за это время? Принципы, подходы, взаимоотношения депутатов?
— В этом году Законодательному Собранию исполняется 30 лет. Если в середине 90-х годов наши коллеги-депутаты работали практически в «чистом поле», с азов создавая законодательную базу региона, то сегодня законотворческая деятельность приняла более размеренный, на мой взгляд, характер. Депутаты очень тщательно рассматривают все поступающие материалы законопроектов. Ведь принятие одного закона зачастую требует изменений и других законодательных и нормативных актов.
Нельзя не сказать о роли председателя Законодательного Собрания Людмилы Валентиновны Бабушкиной, которая регулирует деятельность комитетов, комиссий, направленную на достижение качественных результатов работы в целом.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Каменске-Уральском прошел Гражданский форум.
Опубликовано в № 71 (9882) от 3 апреля 2024 года.