В семье Валерии Мартемьяновой, главврача Качканарской ЦГБ, жизнь медицине посвятили уже три поколения. Ее мама — Раиса Десятова — бывший главврач Красноуральской ЦГБ, а дочь Мария Мартемьянова завершает обучение в УГМУ. О самом важном выборе профессии врача рассказала корреспонденту «ОГ» Валерия Владимировна.
— Почему вы решили связать свою жизнь с медициной? Оказывала ваша мама влияние на ваш выбор?
— Поскольку моя мама была врачом, получилось так, что я практически выросла в больничных стенах. Работа врача — это полная отдача себя пациентам, лечению, соответственно, на мое воспитание времени оставалось мало. Чтобы не оставлять меня одну, мама всегда брала меня с собой на работу. Я была с ней на приемах в поликлинике, вместе с ней дежурила, ходила с мамой на обходы, знала жизнь больницы, жизнь врача и среднего медицинского персонала изнутри. Я уже с детского сада играла в больницу.
Когда я перешла в старшую школу, выбирая специальность в УПК (в то время в школах был так называемый учебно-производственный комбинат), я отдала предпочтение двум направлениям — это химик-аналитик и младшая медицинская сестра. Уже подойдя к выпуску из школы, я четко осознавала, куда я пойду и кем я стану. Я поступила в Уральский государственный медицинский университет. На 6 курсе выбрала интернатуру по специальности офтальмология.
После интернатуры я вернулась в родной город Красноуральск и с 1997 году стала работать врачом в ЦГБ. В этот же период у меня родилась дочь, и, пройдя стажировку на рабочем месте, я стала совмещать работу врачом-офтальмологом с работой врачом выездной бригады скорой медицинской помощи. Я сталкивалась не только с патологиями зрения, но и с большим спектром патологий экстренной и неотложной помощи, которые выпадают на плечи сотрудников скорой, смогла расширить круг своих компетенций.
В 2004 году главный врач назначила меня своим заместителем по медицинской части. Работая начмедом, я стала курировать вопросы организации медицинской помощи на уровне стационарного звена. В том числе вела контроль качества медицинской помощи и ее доступности для населения. В этот же период я получила профессиональную переподготовку по организации здравоохранения.
В 2006 году я стала главврачом Красноуральской городской больницы, совершенствовала, улучшала материально-техническую базу, объемы, качество медицинской помощи. При мне увеличился спектр услуг, который оказывался в больнице.
В 2013 году я переехала в Нижний Тагил, где в том числе приняла участие в организации работы строящегося Уральского клинического лечебно-реабилитационного центра имени В. В. Тетюхина, занималась лицензированием, подбором персонала, отработкой методик. А в 2017 году мне предложили возглавить Качканарскую городскую больницу, в которой я работаю и по сей день. За это время в больнице открыто несколько дополнительных направлений, таких как гериатрия, паллиативная медицинская помощь в стационаре, спортивная медицина. Внедряются новые методы диагностики, например, компьютерная томография, колоноскопия. Создан центр амбулаторной онкологической помощи. На перспективу для развития больницы большой акцент делается на профориентационную работу, подготовку молодых специалистов как среднего звена, так и врачебного состава.
— Никогда не думали сменить профессию?
— У меня был выбор еще между специальностью педагога. Какой-то короткий промежуток времени я хотела быть учителем, примерно лет в 12-13. Был небольшой момент колебания, но все-таки желание выбрать медицину, здравоохранение, конечно же, взяло верх.
— Валерия Владимировна, вы прошли довольно длинный путь, а расскажите о том, как выбрала профессию ваша мама.
— У моей мамы, Десятовой Раисы Александровны, путь на самом деле еще длиннее, сейчас ей уже за 80 лет (стаж в медицинской деятельности у нее свыше 50 лет). Она очень интересный человек, ветеран труда, имеет орден «Знак Почета».
Мама родом из Пермского края. В 14 лет, будучи простой деревенской девчонкой, ушла из дома, на перекладных — на поезде, телегах, пешком — добралась до большого города и поступила в медицинский колледж, чувствуя призвание лечить людей. Во время учебы она работала в детском доме нянечкой. Когда закончила обучение, начала работать медсестрой, обслуживая несколько населенных пунктов, добираться приходилось и на лошадях, и пешком ходить к пациентам. Ощущая нехватку знаний, она решила стать врачом и поступила в Свердловский государственный медицинский институт на так называемый рабочий факультет, в то время для медиков широко использовалась такая форма обучения. Они учились в вечернее время, а дневные, ночные смены могли работать.
Окончив институт, по распределению была направлена в Красноуральск, куда пришла работать врачом-терапевтом. Вначале она была цеховым терапевтом, потом была заведующей специализированным отделением, долгое время работала начмедом, руководила интернатурой. После она работала главным врачом, но из-за трагических событий (умер мой папа) решила посвятить себя больше семье и стала заведующей скорой медицинской помощью.
Свою трудовую деятельность она закончила за 70 лет. Занималась домашними делами, внучкой, моей доченькой, и уделяла ей больше времени, чем мама, ведь я практически всегда на работе, так же, как и моя мама в свое время. Конечно же, дочка тоже привыкала к нашей деятельности, вся ее жизнь проходила в медицинской среде, папа и дедушка по папиной линии тоже врачи.
— А как ваша дочь Мария пришла в профессию?
— Сначала у нее было небольшое отрицание, она почти не видела ни матери, ни отца, мы всегда были на работе, а дочка — либо с бабушкой, либо в садике. Она не хотела такой нагрузки, но постепенно она изменила мнение и однозначно решила, что будет только врачом. Успешно закончив медуниверситет, она пошла в ординатуру и в этом году заканчивает ее по специальности рентгенология. Дочка также обучалась в художественной школе, поэтому ей интересна именно визуализация данных и в дальнейшем уже более точная постановка диагноза.
Во время обучения в ординатуре по рентгенологии ей предложили поступить во вторую ординатуру — по радиологии. Поэтому сейчас она заканчивает два направления, одна специальность дополняет другую. Это дает более широкий спектр возможностей, круг компетенций. Также она прошла профессиональную переподготовку по ультразвуковой диагностике. Она рада, что у нее есть возможность при диагностике более детально изучать с разных ракурсов, используя различные приемы, те или иные патологии у пациента. Уже в сентябре она выйдет на работу и будет заниматься профессиональной врачебной деятельностью.
— Вы бы хотели, чтобы дочь работала вместе с вами?
— С одной стороны, я, наверное, хотела бы, чтобы мы работали вместе, с другой — я думаю, что она лучше реализуется, если будет работать самостоятельно. В чем-то она может помочь мне, имея более углубленные современные знания в тех специальностях, которые она сейчас уже получила. На какие-то более глубокие вопросы она спрашивает ответы у меня, но я считаю, что лучше развиваться она будет самостоятельно, чтобы не ждать, что мама где-то поможет, подскажет. Так она будет расти как профессионал.
— Если вернуться к вашей маме, когда вы пришли работать в больницу Красноуральска, она уже была заведующей отделением скорой помощи. — Можно ли сказать, что именно ее пример повлиял на то, что вы стали совмещать работу в поликлинике с работой в скорой помощи?
— Это, конечно, так, мама меня пригласила: «Приходи к нам, поработай, посмотри, может тебе понравится». И я пришла, поняла, что мне это очень интересно.
— Какие правила, «семейные медицинские законы» ваша мама передала вам, а вы передадите дочке?
— Прежде всего открытость, справедливость во всем и, конечно, самодисциплина. Стремление к совершенству, то, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом, все время расти и получать новые знания — у нас в семье заведено так. Ставь перед собой цель, достигай ее, не ной, это тоже важно, если есть проблема — обозначь ее для себя и решай. Это те правила, которые прививала мне мама, а я позже прививала своей дочери.
Ну и, конечно, доброта, без которой невозможно прийти в эту профессию. Пациентов мало того что нужно понять — что с ними, как им помочь — к ним всегда нужно обращаться именно с добротой и заботой, чтобы это чувствовали сами люди, тогда и лечение будет эффективнее. Это мама, видимо, впитала от своих родителей и передала нам.
— Как удается разграничивать рабочее и личное?
— На самом деле это очень сложно, работа достаточно эмоциональная, без переживаний, не обходится. Чаще стараемся, конечно, сделать так, чтобы проблемы остались на работе, а дома заниматься только семьей. Но это достаточно проблематично, потому что любое переживание оставляет след на твоей душе, и когда приходишь с работы, домочадцы видят, что ты загружен, хотя и семья старается идти навстречу. Мне, например, помогает хобби — сад. Общение с природой немного восстанавливает эмоциональный фон, тем самым вводит в ритм более спокойной жизни.
Конечно, в семье есть дефицит общения, работа занимает больший процент времени, тем более работа руководителей — очень серьезная и ответственная. Ты понимаешь, что на твоих плечах организация работы всего лечебного учреждения, и не только сотрудники, но и пациенты.
— С какой-то стороны родственникам все же повезло, что в семье есть врач, в вашем случае целых три. Обращаются ли к вам за советом?
— Родственники часто прибегают к помощи, посоветоваться, например, могут отправить фотографии в мессенджере со словами: «А посмотри-ка, что мне назначили», обычно это звучит так.
— Хотели бы вы, чтобы и ваши внуки тоже стали врачами?
— Да, я однозначно бы хотела, чтобы наша династия на дочке не прерывалась. Я считаю, что это самое лучшая профессия, это дело именно от Бога — служить людям, нести здоровье. Конечно, не хочу принижать другие профессии, все профессии важны, все они нужные, но дело врача, медицинского работника, — самая достойная, и здесь нет случайных людей, сюда приходят по зову души.
— Сейчас это особенно важно для общества, для страны.
— Конечно. На здравоохранение делается сейчас большой упор в рамках государственной политики. Одни из важных составляющих — это увеличение продолжительности жизни, сохранение здоровья жителей нашего государства в целом. Поэтому важность нашей работы переоценить очень сложно.
Мария Дмитриевна Мартемьянова, дочь Валерии Владимировны:
— Выбор моей профессии был очевиден с детства. В возрасте 6-7 лет я уже владела навыками ПХО (первичная хирургическая обработка. — Прим. ред.), знала азы десмургии (виды повязок, способы и цели их наложения. — Прим. ред.).
До 10 класса я сомневалась в выборе профессии, но исходя из того, что я росла в семье медиков, периодически слушала интересные рассказы, касающиеся медицины, благодаря которым я начала ориентироваться в фармакологии, терапии, инфекционных болезнях, а также с упоением по вечерам любила просматривать книги в нашей большой медицинской библиотеке, я сделала выбор в пользу УГМУ.
Ранее «Областная газета» писала о том, что 85 свердловчан стали почетными донорами России.
Опубликовано в №129(9940) от 18 июня 2024 года.