Есть ли гендерное равенство в российской науке, сколько женщин-преподавателей в России и какой процент из них занимают руководящие должности, рассказала старший научный сотрудник лаборатории сравнительных исследований толерантности и признания Уральского федерального университета (УрФУ) Анастасия Швецова.
«По данным Росстата, в российских вузах работают более 126 тысяч женщин-преподавателей, что составляет примерно 59% от общей численности профессорско-преподавательского состава. Среди выпускников вузов и аспирантов тоже преобладают женщины, но на уровне докторов наук значительно больше мужчин. В президиуме Российской академии наук всего 4% женщин, президент и все вице-президенты в актуальном составе — мужчины. Такая же тенденция в административном плане: ректоры-женщины составляют менее 1/5 от числа всех руководителей вузов», — перечисляет Анастасия Швецова.
По словам исследователя, основная причина, по которой так мало женщин в науке занимают руководящие должности, в «стеклянном потолке». В теории гендерных исследований этот термин используется с начала 1980-х годов для описания невидимого и формально никак не обозначенного «потолка» в карьере, который ограничивает продвижение женщин по служебной лестнице по причинам, не связанным с их профессиональными качествами. Возникает профессиональная асимметрия: чем должность выше, тем меньше на таких постах женщин.
«Существование „стеклянного потолка“ в науке ученые объясняют действием нескольких факторов, наиболее значимыми из которых являются социальные установки и влияние „штрафа за материнство“. Социальные установки относительно нормативных ролей мужчин и женщин представляют собой практическое проявление глубинных культурных кодов, восходящих к тем временам, когда мужчина был единственным добытчиком в семье, а женщина несла всю полноту ответственности за быт и семью, не обладая юридической и экономической самостоятельностью, а соответственно, не претендуя на социальные и профессиональные позиции», — добавляет Анастасия Швецова.
Уязвимое положение женщин с детьми на рынке труда по сравнению с другими категориями работников называется «штрафом за материнство». Это проявляется в трудностях с устройством на работу, с ухудшением условий продвижения по карьерной лестнице и даже со снижением заработной платы.
«Наука — это отрасль, где ключевая задача и цель — производство новых знаний. Ее отличие от других отраслей в том, что ты не можешь уйти с работы вечером и перестать быть ученой. Это работа, где ты постоянно включена, ты все время думаешь над решением своей проблемы. Поэтому „штраф за материнство“ здесь проявляется четко: либо ты занимаешься воспитанием детей, но теряешь профессиональный вес, либо, ценой невероятных усилий, а часто и попросту за счет сна, балансируешь между воспитанием и работой», — говорит Анастасия Швецова.
Как показало исследование социологов УрФУ, в науке женщины часто отказываются от полного срока декретного отпуска, потому что понимают, что такой перерыв негативно отразится на их профессиональных возможностях. Но при этом мамы-ученые — одни из самых замотивированных и ответственных работников. Они стремятся к достижению результатов не только для себя, но и ради своих детей, а также умеют грамотно распределять свое время.
Не стоит забывать и про «эффект Матильды» — систематическое отрицание вклада женщин в науку, умаление значимости их работы и приписывание трудов женщин коллегам мужского пола.
«Этот эффект назван в честь Матильды Гейдж, которая описала механику того, как женские открытия оказывались запатентованы мужчинами. Он позволяет лучше понять природу колоссального разрыва между количеством мужских и женских достижений в науке, учитывая многовековую исключенность женщин из системы производства и регистрации знания», — заключает Анастасия Швецова.
Ранее «Областная газета» писала о том, что ученые «УрФУ» создали установку для получения энергии из опилок.
*По материалам пресс-службы УрФУ.