В Свердловской филармонии запустили проект «Лаборатория современной музыки», который знакомит слушателей с современными сочинениями в необычном формате концертов и встреч. В новом выпуске пять современных композиторов переосмыслили «Героическую» симфонию Людвига ван Бетховена, написав «Бетховен REMIX». Сегодня, 15 ноября, на премьере прозвучат и «Героическая» симфония Бетховена, и новое произведение, начинающее диалог прошлого с настоящим.
К 250-летию со дня рождения композитора был создан проект «Бетховен REMIX», объединивший пять талантливых композиторов, каждый из которых написал одну из частей посвящения, по-своему переосмыслив оригинальные темы. Идеологом и вдохновителем нового сочинения стал петербургский композитор Антон Танонов. Симфонию исполнил Уральский молодежный симфонический оркестр под управлением Дмитрия Филатова.
«У композиторов есть счастливая возможность вступить в диалог со своими коллегами, которые оставили след в истории музыки – забраться внутрь партитуры, пропустить ее через себя и создать на основе тех идей и концепций, которые закладывал классик, свою, актуальную концепцию, – рассказывает Антон Танонов. – Идея заключалась в том, чтобы в одном концерте прозвучало гениальное произведение Людвига ван Бетховена и сочинение команды современных композиторов».

В оригинальной симфонии четыре части, а у нового ремикса их пять. Увертюру, которая подводит к основной части и включает дополнительные смыслы, написала композитор из Екатеринбурга Светлана Нестерова. Первую и самую длинную часть сочинил петербургский композитор Евгений Петров. Вторая часть написана современным классиком Александром Радвиловичем. Третью часть создал пианист и композитор Николай Мажара, который включил в симфонию партию рояля. Финал написал Антон Танонов.
«Я попытался вступить в диалог с Бетховеном, – поясняет композитор Антон Танонов. – Идея не нова, думаю, это уже стало разновидностью современной медитации – погрузиться во время за счет творчества. Финал симфонии объединяет абсолютно разные интонации и разные инструменты. Он задает живую юмористическую планку, к которой движется вся большая партитура, написанная разными авторами».
Несмотря на разные почерки современных композиторов, произведение воспринимается как единое целое. В XXI веке композиторы «переформатируют» музыку и переводят ее на язык эмоций. Поэтому слушателям не обязательно задумываться, откуда взята та или иная тема и разбираться в тонкостях этого непростого для неподготовленной публики вневременного диалога – главное, прочувствовать музыку здесь и сейчас.

«Взгляд на темы Бетховена сквозь толщу времени – очень интересный опыт, – отметил Дмитрий Филатов. – Мне очень приятно, что весь концерт посвящен Бетховену и его творческому наследию. Новая симфония легка для восприятия, но отчасти сложна для исполнения. Бетховен писал в классических традициях, а наши композиторы гармонически и метрически преобразовали его темы».
Ранее «Областная газета» писала о том, что Свердловская филармония признана лучшей региональной концертной площадкой страны.

