кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Ежегодно в конце каждого календарного года решается вопрос о том, когда и как долго будут отдыхать работники в следующем году в связи с нерабочими праздничными днями. Традиционными при этом являются обсуждения правомочий субъектов Российской Федерации и работодателей в данном вопросе.
В отличие от любых праздничных дней и памятных дат, учрежденных в Российской Федерации, нерабочие праздничные дни являются правовой категорией, имеющей вполне определенное содержание. Согласно статье 107 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) нерабочие праздничные дни являются одним из видов времени отдыха работников.
Полномочия по определению дней, относящихся к нерабочим праздничным, Российская Федерация оставила за собой. Такие дни исчерпывающе перечислены в статье 112 ТК РФ. Иные нормотворцы, в том числе и работодатели, полномочиями по определению нерабочих праздничных дней не обладают. Исключение из этого правила сделано только для органов государственной власти тех субъектов Российской Федерации, где имеется выраженная в ходатайстве религиозных организаций потребность в придании статуса нерабочих праздничных дней религиозным праздникам населения соответствующего субъекта Российской Федерации. Данное исключение вытекает из положений пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Многие субъекты Российской Федерации (Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Тыва, Забайкальский край, Иркутская область и т.д.) воспользовались делегированным им правом и установили дополнительные нерабочие праздничные дни, зачастую достаточно широко истолковав свои полномочия и выйдя за пределы религиозных особенностей. В Свердловской области такие дополнительные нерабочие праздничные дни не установлены.
Другим условием, определяющим продолжительность отдыха работников в связи с нерабочими праздничными днями, являются правила переноса выходных дней, совпавших с нерабочими праздничными днями.
Общее правило такого переноса содержится в статье 112 ТК РФ: выходной день, совпавший с нерабочим праздничным днем, переносится на следующий после нерабочего праздничного рабочий день. Исключение из данного правила составляют только выходные дни, совпавшие с предусмотренными с 1 по 8 января нерабочими праздничными днями (Новогодними каникулами и Рождеством Христовым). Относительно этих выходных дней статья 112 ТК РФ предусматривает перенос двух из них на другие дни в календарном году.
Для более рационального использования дней отдыха выходные дни при их совпадении с нерабочими праздничными днями могут переноситься на иные дни в календарном году. Такой перенос может осуществляться постановлениями Правительства РФ и федеральными законами. Как правило, соответствующие правила переноса определяет Правительство РФ.
Соответственно, полномочия по определению правил переноса выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, также есть только у федеральных органов государственной власти. Органы власти субъектов Российской Федерации и работодатели данными правомочиями не обладают.
В истории Свердловской области есть распоряжение Губернатора от 24.12.2020 № 258-РГ «О переносе выходного дня в 2020 году в Свердловской области». В соответствии с указанным распоряжением выходной день для государственных служащих, назначаемых на должность Губернатором Свердловской области, с субботы 26 декабря 2020 года был перенесен на четверг 31 декабря 2020 года. Принятие подобных решений органами власти субъектов Российской Федерации было в порядке исключения разово одобрено Президентом РФ и не нашло продолжения в пересмотре вопроса о полномочиях по установлению нерабочих праздничных дней и переносу совпавших с ними выходных дней.
Превышение полномочий в решении указанных вопросов имеет достаточно серьезные последствия. Освобожденные от работы в неправомерно определенные дни отдыха работники имеют право требовать оплаты своего труда несмотря на невыполнение ими норм труда. При этом привлеченные к работе в установленные дни отдыха работники вправе требовать повышенной оплаты своего труда.
В отличие от любых праздничных дней и памятных дат, учрежденных в Российской Федерации, нерабочие праздничные дни являются правовой категорией, имеющей вполне определенное содержание. Согласно статье 107 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ) нерабочие праздничные дни являются одним из видов времени отдыха работников.
Полномочия по определению дней, относящихся к нерабочим праздничным, Российская Федерация оставила за собой. Такие дни исчерпывающе перечислены в статье 112 ТК РФ. Иные нормотворцы, в том числе и работодатели, полномочиями по определению нерабочих праздничных дней не обладают. Исключение из этого правила сделано только для органов государственной власти тех субъектов Российской Федерации, где имеется выраженная в ходатайстве религиозных организаций потребность в придании статуса нерабочих праздничных дней религиозным праздникам населения соответствующего субъекта Российской Федерации. Данное исключение вытекает из положений пункта 7 статьи 4 Федерального закона от 26.09.1997 № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Многие субъекты Российской Федерации (Республики Адыгея, Алтай, Башкортостан, Бурятия, Дагестан, Ингушетия, Калмыкия, Татарстан, Тыва, Забайкальский край, Иркутская область и т.д.) воспользовались делегированным им правом и установили дополнительные нерабочие праздничные дни, зачастую достаточно широко истолковав свои полномочия и выйдя за пределы религиозных особенностей. В Свердловской области такие дополнительные нерабочие праздничные дни не установлены.
Другим условием, определяющим продолжительность отдыха работников в связи с нерабочими праздничными днями, являются правила переноса выходных дней, совпавших с нерабочими праздничными днями.
Общее правило такого переноса содержится в статье 112 ТК РФ: выходной день, совпавший с нерабочим праздничным днем, переносится на следующий после нерабочего праздничного рабочий день. Исключение из данного правила составляют только выходные дни, совпавшие с предусмотренными с 1 по 8 января нерабочими праздничными днями (Новогодними каникулами и Рождеством Христовым). Относительно этих выходных дней статья 112 ТК РФ предусматривает перенос двух из них на другие дни в календарном году.
Для более рационального использования дней отдыха выходные дни при их совпадении с нерабочими праздничными днями могут переноситься на иные дни в календарном году. Такой перенос может осуществляться постановлениями Правительства РФ и федеральными законами. Как правило, соответствующие правила переноса определяет Правительство РФ.
Соответственно, полномочия по определению правил переноса выходных дней, совпадающих с нерабочими праздничными днями, также есть только у федеральных органов государственной власти. Органы власти субъектов Российской Федерации и работодатели данными правомочиями не обладают.
В истории Свердловской области есть распоряжение Губернатора от 24.12.2020 № 258-РГ «О переносе выходного дня в 2020 году в Свердловской области». В соответствии с указанным распоряжением выходной день для государственных служащих, назначаемых на должность Губернатором Свердловской области, с субботы 26 декабря 2020 года был перенесен на четверг 31 декабря 2020 года. Принятие подобных решений органами власти субъектов Российской Федерации было в порядке исключения разово одобрено Президентом РФ и не нашло продолжения в пересмотре вопроса о полномочиях по установлению нерабочих праздничных дней и переносу совпавших с ними выходных дней.
Превышение полномочий в решении указанных вопросов имеет достаточно серьезные последствия. Освобожденные от работы в неправомерно определенные дни отдыха работники имеют право требовать оплаты своего труда несмотря на невыполнение ими норм труда. При этом привлеченные к работе в установленные дни отдыха работники вправе требовать повышенной оплаты своего труда.