Цифровое государственное управление: новые подходы в предоставлении государственных и муниципальных услуг

Совместный проект Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева и «Областной газеты»

Бояринцева Ольга Анатольевна
кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Направленный на достижение национальных целей и стратегических задач развития Российской Федерации проект «Цифровое государственное управление» (утвержден президиумом Правительственной комиссии по цифровому развитию, использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности, протокол от 28.05.2019 № 9) реализует комплексный подход в формировании новых правовых и технологических условий развития экосистемы цифрового государственного управления, во-первых, для обеспечения предоставления публичных услуг и сервисов в цифровом виде, а во-вторых, для обеспечения цифровой трансформации органов государственной власти и органов местного самоуправления в целях повышения качества возложенных на них функций, уменьшения издержек при их осуществлении, создания системы управления данными.

Для выполнения на территории Свердловской области задач национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» сформирована региональная программа цифрового развития экономики, которая включает в себя региональный проект «Цифровое государственное управление (Свердловская область)». Основной его целью является внедрение цифровых технологий и платформенных решений в сферах государственного управления и оказания государственных услуг, в том числе в интересах населения и субъектов малого и среднего предпринимательства. Реализация данного проекта позволит осуществить окончательный переход на электронное взаимодействие граждан и организаций Свердловской области с государством, а также сделает такое взаимодействие более удобным и эффективным.

Основными показателями проекта являются требования к качественному изменению процесса предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций органами власти исходя из прогрессирующих потребностей развития информационного общества в условиях становления цифровой экономики.

В частности, ключевыми приоритетами при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме должны стать: применение реестровой модели предоставления публичных услуг, принципов экстерриториальности и проактивности, формирование механизмов обратной связи с гражданами и организациями, машиночитаемое описание процесса оказания услуг, а также исключение участия человека в процессе принятия решения при предоставлении приоритетных государственных услуг. Рассмотрим некоторые из них.

Так, реестровая модель предоставления публичных услуг по смыслу статьи 7.4 Федерального закона от 27.07.2010
№ 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» означает, что результат предоставления государственной или муниципальной услуги не оформляется в форме документа на бумажном носителе, а формируется в информационной системе в виде цифровой реестровой записи, имеющей юридическое значение. С применением реестровой модели предоставления публичных услуг именно реестровая запись, создаваемая путем внесения органами, предоставляющими указанные услуги, в государственные и муниципальные информационные системы сведений в электронной форме, является основанием подтверждения юридического факта возникновения права.

В настоящее время реестровая модель предоставления государственных услуг реализована в сфере лицензирования.

С 1 января 2021 года лицензией является специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается записью в реестре лицензий.

Если ранее выдача лицензии на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем определенного вида деятельности подтверждалась документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, то в настоящее время единственным подтверждением выдачи специального разрешения является сформированная в реестре лицензий реестровая запись, внесенная на основании принятого лицензирующим органом решения. Днем предоставления лицензии является дата внесения в реестр записи о предоставлении лицензии. Каждой реестровой записи о выдаче лицензии присваивается не повторяющийся уникальный номер, являющийся ее буквенно-цифровым идентификатором. Процедуру присвоения номеров в ходе предоставления специального разрешения обеспечивает единый реестр учета лицензий.

Предоставление государственных и муниципальных услуг в проактивном режиме предполагает оповещение лица о возможности получения определенной государственной услуги при наступлении событий, являющихся основанием для ее предоставления, и автоматическое формирование запроса на ее получение на основе сведений, хранящихся в личном кабинете на Едином портале государственных и муниципальных услуг и в других государственных информационных системах. В соответствии со статьей 7.3 Федерального закона от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» при наличии оснований предоставления государственной услуги орган, предоставляющий услугу, вправе проводить мероприятия, направленные на подготовку результатов ее предоставления, после чего уведомлять заявителя о возможности подать запрос для немедленного получения результата предоставления такой государственной услуги. Так, например, при наступлении срока замены паспорта гражданину через Единый портал государственных и муниципальных услуг будет предложено подписать заранее сформированный и заполненный запрос о замене паспорта «в один клик».

Или, к примеру, в настоящее время в проактивном режиме реализована возможность юридически значимого извещения сторон исполнительного производства через личный кабинет на Едином портале государственных и муниципальных услуг, что означает автоматическое информирование пользователей портала в случае возбуждения исполнительного производства.

В сфере исполнительного производства в рамках развития цифрового государственного управления и внедрения суперсервиса «Цифровое исполнительное производство» важным нововведением стала также реализованная технологически возможность принятия решений по отдельным вопросам, возникающим в процессе исполнительного производства, а также рассмотрения заявлений и ходатайств участников исполнительного производства в автоматическом режиме, то есть без участия судебных приставов-исполнителей. Автоматические решения в предусмотренных законодательством случаях принимаются в форме постановлений Федеральной службы судебных приставов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью данного органа власти, а основанием их принятия служат представленные сторонами исполнительного производства через Единый портал государственных и муниципальных услуг документы и иная юридически значимая информация.

Как видим, современный этап цифровой трансформации государственной и общественной жизни определил новые тенденции в установлении и реализации публичных интересов государства по развитию экосистемы цифрового государственного управления, направленные прежде всего на повышение качества и доступности государственных и муниципальных услуг.

Когда болеть за свердловчанку Веронику Яметову: расписание чемпионата России по фигурному катанию

На омской ледовой «G-Drive Арене» 19 декабря стартует чемпионат России по фигурному катанию на...

В Екатеринбурге наградили лучших преподавателей системы художественного образования Свердловской области

В Екатеринбурге прошла церемония чествования лучших преподавателей системы художественного образования Свердловской области. На площадке Свердловской филармонии...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также