преподаватель кафедры земельного, градостроительного и экологического права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Понятие «доступная среда» было сформулировано в российском законодательстве на основе положений Конвенции
о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г.). Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией в 2012 году. Государство, ратифицирующее Конвенцию, обязано принимать надлежащие меры, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ко всем объектам и услугам, необходимым им в процессе жизнедеятельности. С учетом требований Конвенции доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Положения об организации доступности к объектам социальной инфраструктуры, в частности к образовательным организациям, содержатся в федеральных законах и подзаконных актах. Так, статья 79 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит требования о создании образовательными организациями специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения доступа в здания организаций и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Требование о наличии условий для обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов также содержатся в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Правительством Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490.
При выявлении нарушений в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований возможно привлечение образовательной организации к административной ответственности в соответствии со статьей 19.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Детализация условий доступности содержится в подзаконных актах. Так, приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, устанавливающими требования к организации и осуществлению образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам различного уровня и вида, а также требования к наличию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
1) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
— наличие альтернативной версии официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для слабовидящих;
— размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
— присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
— обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
— обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-проводника, к зданию организации;
2) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
— дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
— обеспечение надлежащими звуковыми и визуальными средствами воспроизведения информации;
3) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся
в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров, наличие специальных кресел и других приспособлений).
Необходимо отметить, что нормативно-правовое регулирование организации доступной среды в образовательных организациях носит комплексный характер. Например, Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит требования к органам власти по созданию условий инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, устанавливая данное требование одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданные
в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Содержание прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включает также право на доступ
к информации о наличии специальных условий обучения в образовательных организациях. Так, в соответствии
с пунктом 13 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2021 № 1802 при размещении информации
о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности и о наличии общежития, интерната такая информация указывается, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая указание на обеспечение их доступа в здания образовательной организации и наличие для них специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Информация о наличии специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна быть размещена на официальном сайте каждой образовательной организации в специальном разделе «Сведения об образовательной организации» в подразделе «Доступная среда» (пункт 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).
В рамках развития и совершенствования условий доступности, в том числе доступности освоения образовательных программ, на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются программы, содержащие мероприятия, целью которых является эффективное решение задач повышения качества жизни инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Программы содержат индикаторы и критерии достижения поставленных целей и рассчитаны на длительные периоды. Так, Постановлением Правительства Свердловской области от 22.01.2014 № 23-ПП (в редакции от 21.12.2023 г.) на период 2014–2025 гг. была утверждена Комплексная программа Свердловской области «Доступная среда». Среди целевых показателей (индикаторов) программы — увеличение доли объектов социальной инфраструктуры, на которых сформированы условия доступности до 100% к концу 2025 года.
о правах инвалидов (заключена в г. Нью-Йорке 13.12.2006 г.). Конвенция была ратифицирована Российской Федерацией в 2012 году. Государство, ратифицирующее Конвенцию, обязано принимать надлежащие меры, обеспечивающие доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья ко всем объектам и услугам, необходимым им в процессе жизнедеятельности. С учетом требований Конвенции доступная среда может определяться как физическое окружение, объекты транспорта, информации и связи, дооборудованные с целью устранения препятствий и барьеров, возникающих у индивида или группы людей с учетом их особых потребностей. Доступность среды определяется уровнем ее возможного использования соответствующей группой населения.
Положения об организации доступности к объектам социальной инфраструктуры, в частности к образовательным организациям, содержатся в федеральных законах и подзаконных актах. Так, статья 79 Федерального закона
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» содержит требования о создании образовательными организациями специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения доступа в здания организаций и других условий, без которых невозможно или затруднено освоение образовательных программ. Требование о наличии условий для обучения лиц
с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов также содержатся в Положении о лицензировании образовательной деятельности, утвержденном Правительством Российской Федерации от 18.09.2020 № 1490.
При выявлении нарушений в рамках осуществления государственного контроля (надзора) за соблюдением лицензиатом лицензионных требований возможно привлечение образовательной организации к административной ответственности в соответствии со статьей 19.20 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Детализация условий доступности содержится в подзаконных актах. Так, приказами Министерства просвещения Российской Федерации и Министерства науки и высшего образования Российской Федерации, устанавливающими требования к организации и осуществлению образовательной деятельности по основным и дополнительным образовательным программам различного уровня и вида, а также требования к наличию специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов:
1) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по зрению:
— наличие альтернативной версии официального сайта организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет для слабовидящих;
— размещение в доступных для обучающихся, являющихся слепыми или слабовидящими, местах и в адаптированной форме (с учетом их особых потребностей) справочной информации о расписании учебных занятий (информация должна быть выполнена крупным рельефно-контрастным шрифтом (на белом или желтом фоне) и продублирована шрифтом Брайля);
— присутствие ассистента, оказывающего обучающемуся необходимую помощь;
— обеспечение выпуска альтернативных форматов печатных материалов (крупный шрифт или аудиофайлы);
— обеспечение доступа обучающегося, являющегося слепым и использующего собаку-проводника, к зданию организации;
2) для лиц с ограниченными возможностями здоровья по слуху:
— дублирование звуковой справочной информации о расписании учебных занятий визуальной (установка мониторов с возможностью трансляции субтитров (мониторы, их размеры и количество необходимо определять с учетом размеров помещения));
— обеспечение надлежащими звуковыми и визуальными средствами воспроизведения информации;
3) для лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата, материально-технические условия должны обеспечивать возможность беспрепятственного доступа обучающихся
в учебные помещения, столовые, туалетные и другие помещения организации, а также пребывания в указанных помещениях (наличие пандусов, поручней, расширенных дверных проемов, лифтов, локальное понижение стоек-барьеров, наличие специальных кресел и других приспособлений).
Необходимо отметить, что нормативно-правовое регулирование организации доступной среды в образовательных организациях носит комплексный характер. Например, Градостроительный кодекс Российской Федерации содержит требования к органам власти по созданию условий инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья
к объектам инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, устанавливая данное требование одним из принципов, на которых основывается законодательство о градостроительной деятельности и изданные
в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Содержание прав инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включает также право на доступ
к информации о наличии специальных условий обучения в образовательных организациях. Так, в соответствии
с пунктом 13 Правил размещения на официальном сайте образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и обновления информации об образовательной организации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.09.2021 № 1802 при размещении информации
о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности и о наличии общежития, интерната такая информация указывается, в том числе в отношении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, включая указание на обеспечение их доступа в здания образовательной организации и наличие для них специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования. Информация о наличии специальных условий для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья должна быть размещена на официальном сайте каждой образовательной организации в специальном разделе «Сведения об образовательной организации» в подразделе «Доступная среда» (пункт 3 Требований к структуре официального сайта образовательной организации в информационно-телекоммуникационной сети Интернет и формату представления информации, утвержденных приказом Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831).
В рамках развития и совершенствования условий доступности, в том числе доступности освоения образовательных программ, на федеральном уровне и уровне субъектов Российской Федерации разрабатываются и утверждаются программы, содержащие мероприятия, целью которых является эффективное решение задач повышения качества жизни инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Программы содержат индикаторы и критерии достижения поставленных целей и рассчитаны на длительные периоды. Так, Постановлением Правительства Свердловской области от 22.01.2014 № 23-ПП (в редакции от 21.12.2023 г.) на период 2014–2025 гг. была утверждена Комплексная программа Свердловской области «Доступная среда». Среди целевых показателей (индикаторов) программы — увеличение доли объектов социальной инфраструктуры, на которых сформированы условия доступности до 100% к концу 2025 года.