С ветераном Великой Отечественной войны Николаем Власовым, участником освобождения Белоруссии, журналисты «Областной газеты» встретились у него дома. Поднимаемся на пятый этаж «хрущевки» на улице Заводской в Екатеринбурге. Двери гостеприимно открыты. Входим. На пороге комнаты нас встречает пожилой человек в светлых брюках и рубашке с коротким рукавом. Держится прямо и бодро, руку жмем крепко. Если бы не знали, что в прошлом году он перешагнул столетний рубеж, ни за что бы не догадались.
Родился Николай Власов в деревне Юшковой Тугулымского района в 1923 году. Всего в семье Спиридона и Анисьи Власовых было 13 детей.
— Отец был очень мастеровитым, — говорит Николай Спиридонович. — Умел столярничать, плотничать, шил сбрую и обувь и меня всему этому научил. Единственное, что ему не давалось, так это изготавливать бочки и шайки, в этом я отца превзошел.
Учился Николай Власов в деревенских школах — четыре класса в Юшковой, потом — в Ядрышниковой. Но восьмой класс окончить не удалось — парней забрали в военный завод в Верхнюю Туру.
— Меня определили в токари, поставили после обучения точить снаряды, — вспоминает Николай Спиридонович. — К тому времени пол-Европы уже лежало под немцем, и в Советском Союзе к войне готовились.
В 1942 году несмотря на бронь, Николай поехал в Кушву, в военкомат, проситься на фронт добровольцем. И паренька взяли, направили учиться на радиста-телеграфиста.
— Учили нас по ускоренной программе, потому что радистов не хватало, но качественно, — говорит ветеран. — После сдачи экзаменов привезли в Москву, где формировался 92-й отдельный мотоциклетный Краснознаменный разведбатальон. С ним я прошел всю войну.
Когда разрабатывался план «Багратион», батальон перевезли в Великие Луки. Оттуда разведчиков группами по шесть или двенадцать человек в зависимости от сложности задания забрасывали в тыл врага, где они собирали и передавали своим сведения о расположении немецких частей и штабов, о количестве и видах техники. Иногда разведчики действовали самостоятельно, иногда находили партизан, которые им помогали.
После освобождения Белоруссии 92-й разведбатальон перевели в Латвию, в Даугавпилс, который до войны назывался Двинском, где он был придан 5-му танковому корпусу, переформированному в 1945 году в танковую дивизию. Вместе с корпусом разведбатальон дошел с боями до Риги.
— Там мы освободили большой концлагерь, где содержались евреи и представители самых разных национальностей, — вспоминает Николай Власов. — Когда мы сняли охрану, узники двинулись пешком на родину. Никогда не забуду этого зрелища: шеренга истощенных людей в полосатых халатах растянулась на несколько километров.
После освобождения Латвии разведбатальон воевал в Кенигсберге, в Польше, а весной 1945 года его отправили в местечко Обер Кунцендорф. Там разведчики-радисты и встретили Победу.
— Вскоре нас снова отправили в Польшу, на ликвидацию бандеровцев, — вспоминает Николай Власов. — Зверствовали они люто, убивали наших солдат, поляков. Местное население в основном относилось к нам с симпатией и сообщало о местах, где хоронились бандеровцы. Когда в 1947 году после демобилизации мы с товарищами возвращались домой, думали, что с бандеровцами покончено. А оказалось, что нет. Спустя 70 с лишним лет они снова стреляют, убивают.
На родине вернувшегося с фронта сержанта уговаривали возглавить местный колхоз или райотдел милиции, но Николай Власов переехал в Свердловск и пошел работать на Верх-Исетский завод, в термический цех, где и проработал полвека.
О военных подвигах разведчик-радист рассказывает скромно, предпочитая травить фронтовые байки. Хотя воевал отчаянно. За первую ходку в тыл врага получил медаль «За отвагу», которая между бойцами ценится очень высоко. Был несколько раз ранен, контужен, но об этом тоже рассказывает с юмором.
Интересна история женитьбы Николая Власова. Когда разведбатальон стоял в Польше, его с другом-радистом попросили посмотреть и подремонтировать немецкую радиоаппаратуру у маршала Константина Рокосовского. Во время выполнения этого небоевого задания молодые солдаты увидели супругу и дочку маршала.
— На нас, нецелованых юнцов, дочка произвела неизгладимое впечатление, — признается Николай Власов. — И имя у нее было красивое, необычное — Ариадна. Оно мне так запало в душу, что я решил: вернусь домой и женюсь на девушке с таким же именем.
Сдержать слово оказалось не просто. Ни в родной деревне, ни на заводе девушек с таким именем не было. Но тут сестра посоветовала сходить в клуб имени Дзержинского, мол, слышала, что там, в кружке бальных танцев есть Ариадна. Это оказалось правдой.
— Но мне понадобился год, чтобы отбить девушку моей мечты у парня, с которым она танцевала, — говорит Николай Спиридонович.
В счастье и любви они прожили несколько десятков лет. Жили бы и дальше, но безжалостная болезнь лишила Николая Власова любимой супруги.
— В нашем роду крепкие семьи, — говорит ветеран. — Отец с матерью хорошо жили, мой сын со своей женой в этом году отметили золотую свадьбу, скоро им должны вручить знак отличия «Совет да любовь».
Несмотря на почтенный возраст Николай Власов ведет активный образ жизни. Сам со своего пятого этажа ходит за продуктами в магазин, много читает, овладел компьютером, встречается со школьниками и с молодыми ребятами-разведчиками.
Николай Спиридонович открывает дверцу книжного шкафа и демонстрирует нам, как передавал сообщения из вражеского тыла: отстукивает что-то азбукой Морзе на самодельном аппарате. Основную деталь — ключ Морзе он привез с фронта и изготовил по просьбе правнука нехитрое устройство. Правда, правнук к учебе быстро охладел, и теперь тренажером пользуется ветеран, чтобы навык не утратить.
А еще Николай Власов сотрудничает с благотворительными организациями. Недавно сшил 104 холщевые сумки для фонда «Дети России» и 115 — для фонда «Дорогами добра». Там их продали, а деньги передали детям-инвалидам.
Кройкой и шитьем Николай Власов овладел еще во время войны, а потом приохотил к любимому увлечению и супругу, хотя она этому долго противилась.
— Из нее знатная портниха получилась, — говорит Николай Спиридонович. — Она работала в швейном ателье в «Рубине», клиенты к ней в очередь записывались.
Перед тем как попрощаться с ветераном, мы все-таки уговорили его достать из шкафа и надеть военный китель с наградами. Помимо медали «За отвагу» тут ордена Отечественной войны и Трудового Красного знамени, награды Белорусской Республики в знак признательности солдату за ее освобождение, множество других наград. Показал он нам и альбом с фотографиями военной поры. Со снимков на нас смотрят совсем еще молодые парни — улыбчивые, симпатичные. Наши победители.
Ранее «Областная газета» писала о том, что День независимости Беларуси отметили в Екатеринбурге.
Опубликовано в №149 (9960) от 11 июля 2024 года.