кандидат экономических наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
7 мая 2024 года, сразу после своей инаугурации, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин подписал Указ № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Вне всякого сомнения, новый указ — очень цельный и сбалансированный документ, затрагивающий в том числе работу государства в рамках национальных проектов и определяющий конкретные задачи, которые необходимо исполнить. Дорожная карта его реализации рассчитана сразу на два 6-летних срока и включает в себя 7 национальных целей и 97 пунктов. При этом важно понимать, что указ — это нормативный правовой акт, за неисполнение которого предусмотрена ответственность и субъектов, и федеральных органов исполнительной власти, и конкретных чиновников, руководителей.
Достижение поставленных в указе целей зависит прежде всего от субъектов Российской Федерации, от реализуемых ими в рамках национальных проектов конкретных долгосрочных программ, опирающихся на достаточно широкую нормативную правовую базу, разработанную, в частности, в целях выполнения требований предыдущих «майских указов», касающихся ключевых задач, поставленных Президентом: сохранение населения, рост благополучия граждан, укрепление устойчивости экономики и технологического лидерства государства.
Применительно к нормативным правовым актам Свердловской области, связанным с реализацией Указа Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», всю совокупность этих документов можно условно разделить на две группы.
Первая: нормативные правовые акты, принятые ранее и являющиеся базой для разработки новых документов или внесения изменений в уже действующие. Срок их действия, как правило, неограничен или достаточно длителен.
Вторая: нормативные правовые акты, принятые непосредственно в интересах достижения поставленных Президентом в указе задач. Документы этой группы носят краткосрочный характер.
В первую группу можно отнести нормативные правовые акты, в соответствии с которыми строится организационная работа по реализации поставленных руководством страны задач.
Что касается Указа Президента от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», то первый документ этой группы — это, безусловно, постановление Правительства Свердловской области от 31.08.2023 № 622-ПП «Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области». В этот документ 30 мая 2024 года постановлением Правительства Свердловской области № 334-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 31.08.2023 № 622-ПП «Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области» внесено дополнение (подпункт 8 пункта 1) о том, что в паспорте разрабатываемой в области государственной программы должно быть отражено «влияние реализации государственной программы на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Еще один нормативный правовой акт, который имеет непосредственное отношение к Указу Президента от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и который можно отнести к первой группе, — это постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2017 № 1038-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области» до 2024 года». В него постановлением Правительства Свердловской области от 6 июня 2024 года № 369-ПП «О внесении изменений в комплексную программу Свердловской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области» до 2024 года, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2017 № 1038-ПП» внесено дополнение о том, что цель и задачи программы соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены в том числе Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Относительно нормативных правовых актов, отнесенных ко второй группе и непосредственно связанных с достижением поставленных Президентом в указе задач, следует сказать, что за последние два месяца таких документов принято сравнительно мало.
Это прежде всего два распоряжения Правительства Свердловской области:
— от 24.05.2024 № 256-РП «О создании организационного комитета по подготовке и проведению II Международного женского форума «Крепкая семья — основа государства» в 2024 году»;
— от 24.05.2024 № 257-РП «О создании рабочей группы по вопросам внедрения принципов и стандартов клиентоцентричности в Свердловской области».
И, хотя оба этих распоряжения так или иначе связаны с Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в эти документы желательны дополнения о целях, задачах, порядке деятельности этих органов, оценке эффективности их работы.
Равным образом требуются соответствующие изменения в Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г.
№ 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы»
(с изменениями на 5 июля 2023 года).
Вне всякого сомнения, новый указ — очень цельный и сбалансированный документ, затрагивающий в том числе работу государства в рамках национальных проектов и определяющий конкретные задачи, которые необходимо исполнить. Дорожная карта его реализации рассчитана сразу на два 6-летних срока и включает в себя 7 национальных целей и 97 пунктов. При этом важно понимать, что указ — это нормативный правовой акт, за неисполнение которого предусмотрена ответственность и субъектов, и федеральных органов исполнительной власти, и конкретных чиновников, руководителей.
Достижение поставленных в указе целей зависит прежде всего от субъектов Российской Федерации, от реализуемых ими в рамках национальных проектов конкретных долгосрочных программ, опирающихся на достаточно широкую нормативную правовую базу, разработанную, в частности, в целях выполнения требований предыдущих «майских указов», касающихся ключевых задач, поставленных Президентом: сохранение населения, рост благополучия граждан, укрепление устойчивости экономики и технологического лидерства государства.
Применительно к нормативным правовым актам Свердловской области, связанным с реализацией Указа Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», всю совокупность этих документов можно условно разделить на две группы.
Первая: нормативные правовые акты, принятые ранее и являющиеся базой для разработки новых документов или внесения изменений в уже действующие. Срок их действия, как правило, неограничен или достаточно длителен.
Вторая: нормативные правовые акты, принятые непосредственно в интересах достижения поставленных Президентом в указе задач. Документы этой группы носят краткосрочный характер.
В первую группу можно отнести нормативные правовые акты, в соответствии с которыми строится организационная работа по реализации поставленных руководством страны задач.
Что касается Указа Президента от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», то первый документ этой группы — это, безусловно, постановление Правительства Свердловской области от 31.08.2023 № 622-ПП «Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области». В этот документ 30 мая 2024 года постановлением Правительства Свердловской области № 334-ПП «О внесении изменений в постановление Правительства Свердловской области от 31.08.2023 № 622-ПП «Об утверждении Порядка разработки, определения сроков реализации и формирования государственных программ Свердловской области» внесено дополнение (подпункт 8 пункта 1) о том, что в паспорте разрабатываемой в области государственной программы должно быть отражено «влияние реализации государственной программы на достижение национальных целей развития Российской Федерации, определенных Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Еще один нормативный правовой акт, который имеет непосредственное отношение к Указу Президента от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года» и который можно отнести к первой группе, — это постановление Правительства Свердловской области от 29.12.2017 № 1038-ПП «Об утверждении комплексной программы Свердловской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области» до 2024 года». В него постановлением Правительства Свердловской области от 6 июня 2024 года № 369-ПП «О внесении изменений в комплексную программу Свердловской области «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России, проживающих в Свердловской области» до 2024 года, утвержденную постановлением Правительства Свердловской области от 29.12.2017 № 1038-ПП» внесено дополнение о том, что цель и задачи программы соответствуют приоритетным задачам развития Российской Федерации, которые определены в том числе Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года».
Относительно нормативных правовых актов, отнесенных ко второй группе и непосредственно связанных с достижением поставленных Президентом в указе задач, следует сказать, что за последние два месяца таких документов принято сравнительно мало.
Это прежде всего два распоряжения Правительства Свердловской области:
— от 24.05.2024 № 256-РП «О создании организационного комитета по подготовке и проведению II Международного женского форума «Крепкая семья — основа государства» в 2024 году»;
— от 24.05.2024 № 257-РП «О создании рабочей группы по вопросам внедрения принципов и стандартов клиентоцентричности в Свердловской области».
И, хотя оба этих распоряжения так или иначе связаны с Указом Президента РФ от 07.05.2024 № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года», в эти документы желательны дополнения о целях, задачах, порядке деятельности этих органов, оценке эффективности их работы.
Равным образом требуются соответствующие изменения в Закон Свердловской области от 21 декабря 2015 г.
№ 151-ОЗ «О Стратегии социально-экономического развития Свердловской области на 2016–2030 годы»
(с изменениями на 5 июля 2023 года).