Тагильские мастера развивают потенциал Демидовских территорий

Международный Демидовский фонд впервые представил братство тагильских фарфористов и керамистов

В Екатеринбурге, в Историко-культурном центре развития Демидовских территорий (ул. Карла Либкнехта, 2) открылась выставка «Художественная керамика и фарфор Нижнего Тагила. От традиций к инновациям». «Областная газета» уже рассказывала о Тагильской фарфоровой мастерской и ее основателе Наталье Бисеровой (№ 11, 2024 г.), но в данном случае Международный Демидовский фонд представил целое братство тагильских фарфористов и керамистов. Впервые!

Семейное, династическое

Говорят, все родилось из случайной встречи — руководителей фонда и тагильских мастеров. Встреча и разговор были случайны, мимолетны, но устремления оказались общими. Кредо Демидовского фонда — развитие территорий, связанных со знаменитой уральской династией, а их только в Свердловской области — более 40, и на них 20 с лишним уникальных художественных промыслов. Тагильская же мастерская родилась не только из личных профессиональных пристрастий, но и желания продолжить начинания Демидовых в фарфоре. Даже не так. Воплотить их мечту. Известно, что уральские промышленники пробовали себя и в этом, да что-то не пошло. Тогда «не пошло», а в начале XXI века двинулось с места. Усилиями земляков.

В начале экспозиции представлены копии писем Н. Н. Демидова к приказчикам относительно «фарфорово-фаянсовых замыслов», и это красноречивая преамбула к выставке, представляющей уральский художественный промысел в разном авторстве (и мастерские, и мастера-индивидуалы), разных формах и техниках обработки материала.

Про «династическое, семейное» — не оговорка. Хотя тема никак не заявлена, она ненавязчивой красной нитью проходит через всю экспозицию. Не как ритуал — дань Году семьи, а как естественная жизнь промысла. В его авторах и творениях.

К примеру, та же Тагильская фарфоровая мастерская. Созданная в 2011-м, она специализируется на создании уникальных изделий с ручной росписью и декорированных драгоценными металлами. Откликнулась на призыв Президента России развивать внутренний туризм, а значит — региональную сувенирную продукцию. И создает. Восхитила уже Китай, Францию, Германию: там не верят, что красивые, стильные произведения созданы вручную. В эти дни параллельно с выставкой в Екатеринбурге Тагильская фарфоровая мастерская представляет свои изделия в Третьяковской галерее (с 2017 года ТФМ — официальный партнер Третьяковки). Авторы, кто смог, приехали на выставку в Екатеринбурге, а их уральскую «сувенирку», судя по ежедневным сообщениям, раскупает столица. Изделия разные: броши, подносы. При этом во главе угла — «стремление возродить культуру семейных реликвий, создавая произведения, которые передаются из поколения в поколение». Кстати, «семейные реликвии» и создаются семейными усилиями: на выставке «Художественная керамика и фарфор Нижнего Тагила. От традиций к инновациям» рядом с произведениями самой Натальи Бисеровой представлены работы ее дочери и отца.

Семейные ценности декларируются и другим участником выставки — мастерской «Гончарный двор» (основатель — Любовь Новогрудская). Мастерской уже семь лет, сегодня здесь активно расширяют «профиль работы» и создают различные украшения — броши, сережки, подвески в природном стиле, но основная концепция остается неизменной — «сохранение совместных чаепитий в семье», поэтому основное направление — посудная керамика.

С чайным сервизом «Связь времен» Тагильская фарфоровая мастерская победила на конкурсе «Московский сокольничий», организованном Ассоциацией НХП России. Фото: Полина Зиновьева

 

… И редчайшая техника — лепной фарфор

Буду неправа, если ограничусь в рассказе о выставке «семейной тематикой». Тема, да, присутствует. Красноречива и выразительна. В Год семьи — особая манкость. Но даже если отвлечься от этого — творческих кредо иных производств, семейных уз иных авторов, выставка способна восхитить многим, по-разному. И профессионалов, и любителей.

Например, вас надолго заставят замереть возле себя «японские творения» Владимира Бекетова. Статуэтка «Япония», серия кружек «Воин и гейша»… Изысканный, утонченный мир Страны восходящего солнца. Дивные перетекающие линии. А ведь создатель, кажется, не из сентиментальных романтиков. По профессии — летчик-испытатель, долго служил в Военно-воздушных силах. Только выйдя на пенсию, обратился (или вернулся?) к искусству, будучи художником в душе. Даже среди мастеровитых коллег-земляков он — уникум. Так и говорят: «Росписью фарфора в Нижнем Тагиле занимаются всего полтора десятка мастеров, а создает изделия из этого материала один Бекетов». Создает и сам же их расписывает. Изделия в редчайшей технике — лепной фарфор.

А если повезет и удастся услышать, как рассказывает о своей работе художник-керамист Елена Прошко, то… тоже замрешь. Заслушаешься. Елена создает авторские проекты в полярных масштабах: от миниатюр до монументальной керамики. Но в любом случае предпочтение — региональным образам. Предметный мир выражен в анималистике, напитанной древней уральской мифологией.

— Это всего лишь наблюдения за природой. Иногда сама глина подсказывает образы, — говорит Елена Прошко. — Причем, заранее никогда не знаешь, каким изделие выйдет из муфельной печи. Поэтому глина, нежный, рукотворный материал, — твой соавтор. А уж бархатистость, зернистость поверхности, которая придается «всего лишь» наждачной бумагой, но керамика становится похожей на изделие из камня, — это, вообще, отдельная история…

Изысканный «японский мир» скульптора, реставратора, художника-фарфориста Владимира Бекетова. Фото: Полина Зиновьева

Инвестировать в Талант

Таких отдельных историй на выставке множество. Сколько мастеров — столько и историй. Каждый заслуживает персональной выставки. И они бывают. Но экспозиция на Карла Либкнехта, 2 во многих смыслах — первая ласточка. Это первая совместная выставка фарфористов и керамистов. Это масштабное, крупным планом представление тагильских мастеров и их ремесла-искусства высочайшей пробы, в котором некоторые техники (например, надглазурная роспись натурального камня) — уникальны, такого нет больше нигде в мире. А еще это попытка объединить мастеров керамики и фарфора с разных Демидовских территорий.

— Во имя приумножения традиций великой уральской династии, сбережения промыслов, развития новых технологий. По сути, эта выставка и наша встреча — акт стратегического планирования, — подчеркнула на открытии исполнительный директор Международного Демидовского фонда Мария Розанова. — Да, важно показать зрителям эту Красоту. Но еще важнее — объединить тех, кто радеет о судьбе художественных промыслов Урала. Демидовы служили России при 13 императорах! Радостно, что и у современных мастеров возникает семейная преемственность в их искусстве, зарождаются династии…

Месседж встречи поддержали руководители ряда Демидовских территорий, присутствовавшие на открытии выставки, Министерства инвестиций и развития Свердловской области, Сысертского завода художественного фарфора. Место знаковой встречи было названо «местом силы». А коллеги-сысертцы даже добавили: «У нас на практике сейчас студенты из Тюмени, очень интересуются ремеслом. Можем подтянуть к общему делу и Сибирь».

За внешней лаконичностью керамики — уникальные технологии и высочайшее искусство уральских мастеров. Фото: Полина Зиновьева

Ранее «Областная газета» писала о том, что около 200 издательств приедут на фестиваль «Красная строка» в Екатеринбурге.

Опубликовано в №155(9966) от 18 июля 2024 года.

Перевал Дятлова стал самым северным участком Большой уральской тропы

Экспедиция Большой уральской тропы (БУТ) промаркировала и оцифровала 65 км пешеходного трека самого северного участка тропы, финальной...

Лучших свердловских сотрудников Почты России отметили в честь профессионального праздника

В честь Дня российской почты более 160 ее сотрудников, работающих в Свердловской области, получили ведомственные и корпоративные награды....

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также