Когда у такого культурного достояния Урала, как Белинка, появляется новый руководитель, совсем не праздный интерес: кто и каков он — новый лидер? С августа директор Свердловской областной научной библиотеки им. Белинского — Ольга Титова. В библиотечной сфере она уже 19 лет. Возглавляет Областной совет директоров муниципальных библиотек. Руководила созданием двух модельных библиотек. В 2021-м награждена премией губернатора Свердловской области. Спустя два месяца после вступления в должность Ольга Титова дала интервью «ОГ»: надо же было дать время осмотреться на новом месте. Оказалось: и место — не абсолютно новое, и «вступление в должность» шло не по обычному для многих принципу.
— Есть три этапа погружения в новую работу, — говорит Ольга Титова. — Эйфория — ты в восторге от новой работы и считаешь, что можешь свернуть любые горы; «болото» — встречаешься с первыми трудностями, и начинает казаться, что тебя не понимают в новом коллективе, у тебя ничего не получается. Вот тут главное — взять себя в руки! Хорошо промотивировать и вытянуть себя из «болота», а вот дальше наступает третья, последняя стадия принятия или непринятия новой трудовой деятельности. Если тебе удалось выйти из второй стадии — значит, ты готов трудиться эффективно и приносить пользу обществу.
Вступив в должность, мне удалось перешагнуть первые две стадии. Может, потому что я пришла в знакомую сферу. В библиотеку — из библиотеки. В централизованной библиотечной системе Берёзовского я тоже была директором, в моем подчинении было девять библиотек: центральная городская и восемь филиалов. Работа та же. Ответственность другая. Главная библиотека области должна задавать тенденции для развития библиотечной сферы, объединять и развивать потенциал библиотечных специалистов и самое главное — грамотно и качественно выполнять свои основные функции: информационную и просветительскую.
«Чашка кофе» как повод зайти в библиотеку
— Ольга Анатольевна, можете вспомнить, благодаря каким приятным впечатлениям от библиотек вы пришли в эту сферу и когда?
— По первому образованию я — педагог, окончила педагогический колледж Красноуфимска. В библиотеку (Красноуфимская районная централизованная библиотечная система) попала, как и большинство молодых, случайно, но осталась надолго. Именно в библиотеке мне удалось получить большие возможности для разностороннего развития, самообразования и свободу для реализации моего потенциала и амбиций. В 2007 году, после переезда семьи в Екатеринбург, начала работать в Областной библиотеке для детей и молодежи имени В. П. Крапивина. И там мне удалось реализовать крупный и, я считаю, архиважный проект «Солнечный ветер» — адаптация в профессии и поддержка молодых библиотекарей. В 2012 году меня выбрали председателем Ассоциации молодых библиотекарей Свердловской области, которая объединила молодых сотрудников разных типов и видов библиотек области. Совместными усилиями и при поддержке областных и муниципальных библиотек мы провели слет молодых библиотекарей, где учили их мультимедийной культуре, учили создавать мультфильмы по литературным произведениям, изучали актерское мастерство — необходимый элемент, когда ты проводишь публичные мероприятия. Важно: всю программу слета строили сами молодые библиотекари и они же выступали в роли спикеров разных тем. Плюс был еще проект помощи сельским библиотекам. Молодые библиотекари приезжали в глубинку и дарили коллегам настольные игры, книги, идеи и названия выставок.
— А с Белинкой когда начали плотно общаться?
— Работая в Крапивинке, я училась в Пермской академии искусств, оканчивала библиотечный факультет как специалист информационных технологий. Делали множество контрольных на основе произведений, которые сложно было найти — такую задачу ставил преподаватель. Я искала их по всей области — в библиотеках муниципальных, УрФУ, в том числе и в Белинке. Тем более что больше нравилось работать с бумажными источниками. А читать книги предпочитала в общественном транспорте. И многие специальные издания для учебы, периодику удавалось достать тоже только через Белинку.
— Стало быть, вы пришли сюда сначала как читатель, с «той» стороны узнали достоинства Белинки. Но что-то же вас могло не устраивать? Теперь есть шанс повлиять на это…
— Современный читатель требует не только классическую литературу, традиционную бумажную книгу. Он хочет это в тандеме с новыми технологиями. Да, есть книжные памятники, над которыми мы буквально «не дышим», сегодня в сферу редких книг мы иногда не можем пустить читателя, но — как и их сделать доступными? Нужны новые панели, новые информационные системы, люди, которые это сделают. Я видела эти новации в других библиотеках. Хочется привнести их сюда.
— Где и что вас поразило? Что хотелось бы реализовать тут?
— В Рязанской областной научной библиотеке, например, — хорошее сочетание нового пространства и исторического. Контрастно, но гармонично. В Санкт-Петербурге библиотека имени Маяковского считается самой технологичной в России: читатель сам себя обслуживает с прочипированной книгой. Казанская национальная поразила масштабами: там есть архивы, предполагающие вечное хранение, но наряду с этим, например, зал для проведения спектаклей и очень много посадочных мест по всей библиотеке — чтобы читатель мог найти себя в любом пространстве. Такого количества молодых людей, работающих с книгой, компьютером, ноутбуком, я нигде больше не видела!.. Читатель лет в 40 привык сейчас к свободе и комфорту. Он должен прийти, выпить чашку кофе, сесть в удобное кресло, взять книгу, которая в легком доступе, и начать работать… Кстати, «чашка кофе», не удивляйтесь, может стать поводом зайти в библиотеку. Когда мы в Берёзовском модернизировали центральную городскую библиотеку, в ее пространство встроили кофейню с баристой, кофейными столиками. Люди, приходя в кофейню, оставались в библиотеке, проходили от столиков к книгам. Нужно было только обеспечить их качественной художественной литературой.
Конечно, у Белинки — особый статус: среди наших читателей — деятели науки, которым открытость не должна помешать. Значит, необходимо продумать стратегию, найти баланс между читателями с системой самообслуживания и теми, кому необходимы тишина и уединение профессорского зала.
Самообслуживание: книги с RFID-метками
— Вы рисуете образ идеальной современной библиотеки, а это всегда вопрос сложения многих факторов. И времени. Но думаю: уже и сейчас есть конкретные планы по новациям?
— Первое, что сделаем, — абонемент для читателя со свободным доступом к литературе. Уже ведем переговоры с фирмой, которая сможет нам поставить оборудование с RFID-метками — оно позволит контролировать передачу книги из фонда на электронный читательский билет. Постараемся открыть такой абонемент уже в следующем году. Министерство культуры Свердловской области поддерживает нас в этом и морально, и финансово.
Планируем обновить сайт Белинки, сделать поиск «в один клик», то есть более доступным для читателя. А еще вопрос — платформа, на которую пойдет наш сайт, с кем будем работать. Моя позиция: это должна быть отечественная платформа. Работа — уже в процессе. Я не программист, но — привыкла изучить проблему самостоятельно, а потом делегировать ее исполнителям. Пока ты сам на 50 процентов не прочувствуешь проблему, спрашивать потом результат проблематично.
Дальнейшая стратегическая задача — оформить зону приветствия в Белинке. Холл, куда вы входите, — лицо библиотеки, читатель должен почувствовать здесь удовольствие и желание пройти дальше. Всех тайн пока раскрывать не буду, необходимо все отработать с дизайнерами, сделать не «по интуиции», а профессионально: и комфортно, и полезно. А для этого — учесть поток читателей, количество литературы, которую необходимо разместить, потребность в посадочных местах. Дизайнеры же учтут и то, что здание Белинки — памятник архитектуры, значит — современный дизайн надо «привязать» к неприкосновенному классическому пространству.
Будем укреплять позиции Белинки и на федеральном уровне. Библиотека всегда участвовала в такого уровня событиях — форумах, конференциях. Но нам хочется и самим принимать их. На 2025 год есть желание Российской национальной библиотеки провести у нас Всероссийскую конференцию «Библиотечные фонды: проблемы и решения». Мы — за! Будут участвовать многие регионы России, участников — около 300.
«Я против роботов в библиотеке»
— Когда вы говорите о непонятных пока многим RFID-метках, возникает вопрос, насколько «технологизируется» процесс в библиотеке, не прервется ли привычное общение: читатель — библиотекарь?
— Нет-нет! Несмотря ни на какие новации, библиотекарь всегда будет. И бумажная, традиционная книга — с душой, запахом — всегда. Это мы обязаны сохранить даже для последующих поколений. Помните, у Брэдбери: книга всегда с нами, мы храним ее в душе, даже если ее нет на физических носителях.
Почему я против роботов в нашем пространстве? Библиотекарь способен общаться, находить индивидуальный подход. Только он правильно поймет, чего хочет читатель, даст точную библиографическую справку, тонко почувствовав читательский интерес. Технологии облегчают процесс, не более того. Эйфория от них пройдет. Например, в одной из библиотек Санкт-Петербурга оригинально презентуют стихи: в специальном зале читатель выбирает стихотворение, а под него окрашиваются в определенный цвет стены, звучит музыка. То и другое подобрал искусственный интеллект. Как способ привлечения молодых читателей — интересно, другой вопрос — что в голове останется? Поэтому (улыбается) в технологии наиграемся — вернемся к классике.
— Припоминаю: в советские годы легендарный директор Белинки Надежда Цыпина сетовала, что в рейтинге российских профессий библиотекарь находится где-то рядом с коммунальщиками. Ситуация изменилась?
— Да, есть стереотипы: когда человек ищет работу — библиотека у него не на первом месте. Но в библиотечной сфере сейчас очень много молодежи. Причем привлекает не зарплата, а возможность самореализации. В Берёзовском в 2021-м, после модернизации библиотеки, у нас была очередь из желающих в ней работать. Для молодого человека важен комфорт, а еще — престиж. У Белинки он есть. Есть филиал Президентской библиотеки, и мы плотно работаем со студентами по изучению этого ресурса. У нас очень хорошо работают клубы по изучению иностранных языков — это отмечают даже коллеги из других регионов. Сюда идут и за художественной литературой: открытого фонда нет, но книгу можно взять. Приходят почитать и периодику, и поработать с редкими книгами. Всё зависит от того, как библиотека раскрывает свои фонды. Нам нужно сделать ее современной, открытой, привлекательной и комфортной.
— Белинка — не только главное книгохранилище области, но и колоссальный фонд периодики. Хоть и говорят: «Газета живет один день», но жизнь показывает: именно по газетам постигается время…
— Газета в любом случае — первоисточник, поэтому библиотеки всегда будут работать с периодикой. Да, у некоторых изданий есть сегодня электронные варианты на сайтах. Но и читатели, и библиотекари в первую очередь обращаются к первоисточнику бумажному. Поэтому в библиотеки и поступают так называемые обязательные экземпляры газет. Всех! Даже частных. Белинка хранит более 500 наименований прессы. Газета — это более достоверно, чем сеть Интернет. И это определенный стиль, в том числе и стиль каждого конкретного автора! У меня был опыт работы в газете — у нас в Красноуфимском районе выпускалась даже библиотечная газета. Потом эти знания я принесла и в библиотеку…
— Любимый отдел в Белинке? Или любимая тематика?
— Сложно сказать. Самая большая зона ответственности — методический отдел, отвечающий за развитие библиотечной сферы всей Свердловской области. Прониклась отделом редкой литературы: что ни книга — отдельная история, там и люди работают с особенным характером. А книгохранение?! Несколько этажей. Мощь и сила. По-хорошему завидую и тем, кто занимается комплектованием фонда: надо уметь выбрать книгу. Я бы, наверное, всё скупила (смеется).
— В Год литературы в России «ОГ» вела проект «Книга-судьба»: уральцы рассказывали о книгах, определивших их судьбу. Какую бы назвали вы?
— Никогда не была ничьим фанатом, не было кумиров. Книгой я должна переболеть (иногда это длится недели две), она должна затронуть какие-то нотки в душе, будь то роман-драма «Дети мои» Гузели Яхиной, «Сто лет одиночества» Маркеса, в котором я прямо чувствовала сочные краски, «Атлант расправил плечи» — со своим взглядом на известные политические события или «Манюня» Наринэ Абгарян, которую я читала недавно с сыном, — книга светлая, пропитанная солнцем и потрясающе смешная. Одной книги, определившей линию жизни, нет. Я всё решаю сама. Но! Когда тупик, когда нет решения проблемы, вспоминаю слова Скарлетт О Хары из «Унесенных ветром»: «Я подумаю об этом завтра».
— Какая книга сегодня на ночь?
— Приобщала маму к ЛитРес, загрузила книгу «Бронепароходы» Алексея Иванова. А еще — «Оккульттрегер» Алексея Сальникова. Поскольку Алексей — партнер Белинки, решила просто познакомиться с книгой. Но влюбилась! Нравится такая «подача колдовства».
— В Белинке работают, кажется, около 200 сотрудников. Есть желание знать всех по именам и отчествам?
— Хотела бы! Это же контакты, доверительные отношения. Понравилось: сотрудники, которые из-за отпуска не застали моего представления, заходят знакомиться. Двери мои открыты. Хочу стать ближе для них. Понятно, что управленческие решения — за мной, но я люблю договариваться, находить компромисс. Значит, надо услышать другое мнение и лучше — не одного человека.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что книга о Вильгельме де Геннине стала одной из лучших исторических работ страны.
Опубликовано в №234 (10045) от 18 октября 2024 года.