14 сентября круглую дату отмечает один из самых интересных и значимых музеев нашего региона. Ровно 10 лет назад в составе Ирбитского государственного музея изобразительных искусств появился Музей гравюры и рисунка, куда стремятся попасть жители не только всей области, но и страны. Для основателя ИГМИИ Валерия Карпова открытие этого музея стало финальным аккордом в многолетнем создании коллекции мирового уровня.
Валерий Карпов (1949–2020) руководил Ирбитским государственным музеем изобразительных искусств почти полвека. Благодаря работам, которые Валерий Андреевич собирал все эти годы, Ирбит приобрел славу «города музеев»: ИГМИИ включает в себя Музей уральского искусства, Музейно-выставочный центр, Музейный творческий центр и, конечно, Музей гравюры и рисунка, где представлены работы самых именитых европейских старых мастеров и отечественных основоположников, продолжателей искусства гравюры.
Формирование уникальной коллекции началось еще в семидесятых годах прошлого века, когда молодым музейщиком Карповым была заявлена магистральная линия собирательства — графика, и прежде всего ее тиражная печатная разновидность — гравюра, в которой каждый экземпляр оттиска с авторской доски является оригиналом, самоценным произведением. Так музей в Ирбите со временем превратился в единственный в стране и редчайший в мире, специализирующийся на графике.
Правда, сначала музей ютился в тесной типовой приставке к жилому дому по улице Елизарьевых. Позже — по итогам работы комиссии с участием специалистов из Государственного Эрмитажа и Государственного Русского музея — ирбитская коллекция была признана «национальным достоянием общероссийского значения». А в 2014-м музей наконец-то обрел достойную своей значимости локацию — памятник архитектуры регионального значения последней трети XIX века, в прошлом бывший «Торговый ряд Ирбитской ярмарки».
Да, понадобилось почти полтора десятилетия для приведения его в нынешнее состояние — для превращения из одноэтажного строения в двухэтажное, с анфиладами экспозиционных залов на первом и втором этажах, с «терракотовым» залом, который теперь служит не только экспозиционной площадкой для временных выставок, но и местом, где проходят концерты классической музыки, конференции и другие мероприятия. Но главное, в Музее гравюры и рисунка была реализована идея третьего, мансардного, яруса со световым окном на крыше. Именно здесь располагается святая святых — фондохранилище коллекций отечественного и зарубежного искусства.
Каких же авторов можно увидеть в музее? Уверены, большинство наших читателей это знают, а для тех, кто еще не открыл для себя этот замечательный музей, рассказываем. В Ирбите можно увидеть произведения Раймонди и Дюрера, Понтиуса, Гольбейна и Рембрандта, Пиранези и Тьеполо, Гойи и Хогарта, Матэ и Репина, Серова и Бакста и многих других легендарных художников. Нельзя не сказать, что здесь же можно увидеть живописные шедевры великих фламандцев Рубенса и ван Дейка.
Что касается нынешних экспозиций, то в анфиладе залов второго этажа Музея гравюры и рисунка размещена постоянная ретроспективная экспозиция западноевропейской гравюры XVI–XX веков, а в залах первого — экспозиция об основных этапах развития отечественной графики на протяжении трех столетий. В «терракотовом» зале представлены новые выставочные проекты как из собственного собрания, так и из других музеев — партнеров Ирбитского ГМИИ, а также из мастерских художников. В настоящее время в зале работает выставка китайского агитационного плаката 1950-х годов «Пусть расцветают сто цветов…» из Челябинского государственного музея изобразительных искусств.
Не упустите возможность прикоснуться к музейному чуду, которое находится совсем близко.
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Ирбитском театре проходит режиссерская лаборатория.
За материалы для публикации благодарим коллектив Ирбитского ГМИИ.
Опубликовано в №206(10017) от 14 сентября 2024 года.