В музейном комплексе «Северская домна» презентовали новый маршрут промышленного туризма по историческим помещениям и действующим цехам Северского трубного завода (СТЗ) — «Металлургия сквозь века: от кричного молота до цифрового завода». Впечатлениями с места событий делятся корреспонденты «Областной газеты» Виктория Абдумуталиева и Борис Ярков.
— Сегодня наш завод — это уже не просто градообразующее предприятие, оно имеет региональное да и федеральное значение. Мы бы хотели, чтобы наши гости получили возможность увидеть, что из себя представляет современное производство, насколько оно сложное, даже захватывающее. История развития тяжелого труда, то, во что он трансформировался — мы считаем, что всё это должно стать интересным для туристов. По собственному опыту посещения производства могу сказать, что у каждого экскурсия оставит неизгладимые впечатления, — отмечает управляющий директор СТЗ Дмитрий Марков.
Первое, на что падает взгляд, когда попадаешь на территорию исторической части завода, это Хозяйка Медной горы в образе коронованной ящерки. А чтобы она не замерзла, на зиму скульптуру принарядили в теплую шапку и снуд — круглый шарф. От такой душевной картины и самому становится чуточку теплее.
Знакомить с историей горнозаводского уральского наследия гостей начинают уже на открытых площадках музейного комплекса. Гид Антон Подкорытов плавно погружает нас на более чем 280 лет назад, во времена открытия первых предприятий. С верхней площадки плотины, построенной тогда же, в XVIII веке, можно детально рассмотреть купол старой фабрики. Собственно, на него и обращают наше внимание.
— Скажите, что оно вам напоминает чисто внешне, на что похоже? — спрашивает Антон.
Первое, что звучит в ответ — часовня. И действительно, здание очень похоже на храмовую постройку, поскольку при строительстве использовались те же геометрические стандарты: на четырехугольное основание водружен восьмиугольник, увенчанный куполом. Тем временем Антон делится, что с вопроса о похожести начинает почти каждую экскурсию, и неизменно получает самые удивительные варианты. Фабрику сравнивают с сахарницей, свечкой, маяком… Но, пожалуй, самый оригинальный вариант — полпельменя.

С 1997 года над куполом домны поселился флюгер «цапля», ставший одним из главных ее символов. При порывах ветра цапля машет крыльями, с этим даже связано местное поверье: если поймать момент, когда она махнет сразу двумя крыльями, обязательно сбудется то, о чем вы в эту секунду будете думать. «Предлагаю, дорогие друзья, думать о хорошем. Никому проблемы не нужны», — шутит гид.
Прежде чем продолжить путь, нам предлагают познакомиться со снимком фабрики конца XIX века. Несложно заметить, что между фотографией и сегодняшним музейным комплексом есть некоторые различия. Так, до наших дней сохранилось только одно из двух зданий доменных цехов, второе было разобрано в советский период. Конечно, за свою историю фабрика претерпела множество изменений, но главная гордость сегодняшнего музейного комплекса — домна — остается практически в первозданном виде с 1860-х годов. Это дает зданию право носить гордый статус памятника архитектуры федерального значения.
— Это единственный не только в России, но и в Европе доменный цех постройки XIX века закрытого типа, находящийся в высокой степени сохранности, и дающий полнейшее представление о том, как проходила выплавка чугуна в ту пору. Безусловно, существуют более старые доменные цеха, но наш выгодно выделяет именно то, что он находится за стенами и под крышей — это и называется закрытым типом, — отмечает гид.
Спускаемся вниз, на музейную площадь. Навстречу нам уже спешит оживленная группа школьников, возвращающихся с экскурсии по комплексу. Стоит отметить, что новый маршрут хоть и рассчитан на широкую аудиторию, доступен для посещения только с 14 лет.
Попав на площадь, остается только поразиться масштабам экспонатов. Особенно врезается в память кричный молот — точная копия молота XIX века. Огромная грозная машина, давшая в свое время жизнь заводу. Максимальная масса головы молота, который под собственным весом буквально расплющивал заготовки крицы, достигала аж 400 кг!

Перемещаемся в здание музея. Проходим через зал временных экспозиций, который в этот раз посвятили юбилею местного издания «Северский рабочий». Он наполнен множеством интерактивных элементов, здесь гости могут ощутить себя и в роли редактора, и фотолюбителя, и даже подарить газете вторую жизнь, к примеру, сложив из нее кораблик. Движемся к основной экспозиции. Глядя на уже вполне современный интерьер, с трудом осознаешь, что само здание построено еще в 40-е годы XIX века и когда-то вместо тиши музейных витрин здесь грохотали молоты и плавился металл. К истории нас отсылают металлические полукруглые балки, оставшиеся с тех времен. Тогда они не просто поддерживали крышу, но еще и служили креплением для грузоподъемных механизмов. А сейчас — сами своего рода экспонаты.
Надолго у экспозиции не задерживаемся, идем дальше. И наконец попадаем в святую святых. Нас знакомят с «матушкой домной», как ее здесь ласково называют. Высота печи конца XIX века впечатляет. 14 метров — это выше трехэтажного дома. Каждый день доменный цех выдавал до 45 тонн чугуна. Печь занимает собой практически всё пространство помещения. Температура плавления металла достигала 1 200 градусов. Можно представить, как тяжело было трудиться на производстве, ведь из «спецодежды» на работниках цеха всего-то и было — кожаный фартук, войлочные рукавицы да валенки, подбитые деревянными колодками.
Не менее, а после знакомства с «матушкой домной» даже и более интересно, наверное, побывать на современном производстве. Хотя бы для сравнения. Сегодня на заводе работают порядка шести тысяч человек. Слушаем обязательный инструктаж, получаем каски и спецодежду — и вот уже специальный автобус мчит нас к первой точке маршрута — электросталеплавильному цеху. Попав внутрь, с трудом слышишь собственный голос — грохот печей и кипящего металла заглушают все другие звуки. А то и дело мелькающие яркие вспышки из огромного котла с горячей сталью чем-то напоминают небольшой фейерверк. Если смотреть издали — зрелище довольно эффектное. Производительность цеха — свыше миллиона тонн стали в год.

Последняя остановка нового экскурсионного маршрута «Северской домны» — трубопрокатный цех. Именно сюда поступают заготовки из предыдущего цеха. Жар от станков не просто ощущается, его буквально можно увидеть невооруженным глазом, ведь будущая труба во время обработки раскаляется до температуры около 1 100 градусов! Непосредственно в момент проката трубы невольно отходишь подальше, а лицо всё равно ощущает жар горячего металла. Весь путь будущей трубы от раскаленной докрасна металлической заготовки до готового изделия, охлаждаемого в так называемом «холодильнике», занимает буквально пару минут. Путешествие по цеху она заканчивает вместе с нами.
Конечно, возможность побывать на производственных площадках и своими глазами увидеть весь процесс изготовления от плавки металла до готовых труб должна заинтересовать многих. Авторы маршрута готовы к потоку новых посетителей.
— В последние годы наблюдается большой рост интереса к «Северской домне», поскольку это достаточно яркий, самобытный туристический объект на карте Свердловской области. Люди устремляются сюда, чтобы познакомиться с почти трехсотлетней историей уральской металлургии. Безусловно открытие нового промышленного маршрута приведет к тому, что произойдет ощутимый всплеск интереса и к домне как металлургическому объекту прошлого, и к действующему производству. Мы готовы принять более 25 тысяч человек, — подвела итог первой экскурсии руководитель Музейного комплекса «Северская домна» Дарья Ряпусова.
Ранее «Областная газета» писала о том, что музей энергетики Урала вошел в пятерку лучших корпоративных музеев России.
Опубликовано в №41 (10148) от 28 февраля 2025 года.