Открывая новый сезон, Свердловская детская филармония, в сущности, продолжила свой юбилейный год, а потому в качестве увертюры к сезону была выбрана последняя по времени премьера — увлекательное кругосветное путешествие «Музыкальная Одиссея». В рамках театрализованного концерта зритель успевает побывать на четырех континентах, в 18 странах мира!
— Я лет 15-17 вынашивала идею концерта-путешествия по разным странам и континентам. Чтобы номера были на разных языках, с разным культурным колоритом, в национальных костюмах, — рассказывает режиссер-постановщик «Музыкальной Одиссеи» Мария Виненкова. — Согласитесь: задача сложная — надо перенять колорит страны, сделать аранжировку, выучить песню на языке. Плюс у каждой страны — разные музыкальные инструменты, своя особенная манера пения, разная голосовая подача и ритмика. Возглавив три года назад Театр мюзикла при Детской филармонии, я обрела прекрасный коллектив, с которым реализация этого замысла стала возможной. А два юбилея — 10-летие Театра мюзикла и 45-летие Филармонии — стали хорошим поводом для воплощения идеи. Очень горжусь ребятами: они мастерски освоили тексты песен на иностранных языках. Где-то работали даже с носителями языка — встречались с китайцами, армянами, теми, кто говорит на иврите. Наверное, носители услышат в нашем исполнении «русский акцент», и всё же мы старались соблюсти и фонетику каждого языка, и его внутреннюю ритмическую структуру…
Для самой Марии Виненковой как режиссера-постановщика огромной сложностью был выбор — как из колоссального музыкального океана мира избрать то, что, во-первых, органично соединится в одном концерте-спектакле, во-вторых, органично «ляжет» на исполнителей. Учитывали, у кого на что талант, кому чего хочется. Кто-то может петь и танцевать, а другой и в вокале способен сделать спектакль. А есть еще в коллективе Валерия Розенблит, которая выразительна во всем: в «Музыкальной Одиссее» она на немецком поет «Ave Maria», а когда выходит на сцену с еврейской песней, армянской, итальянской — тоже как тут и была. В любом случае создателям шоу хотелось, чтобы каждый номер стал «крупным планом» той или иной страны.
Так и получилось. Звучала и классика вроде той же немецкой «Ave Maria», грузинской «Чито гврито» или португальской «Ламбады». А иные номера становились открытием страны, ее менталитета. Греция, Бразилия, Мексика, Китай, Израиль, Белоруссия, Франция, Испания, Индия, Аргентина, Россия…
Узнаваемые песни, лидеры мировых хит-парадов, и мелодии «на новенького», но способные так же увлечь зрителей. Чтобы получили удовольствие. Впитали энергию музыки. Улыбнулись. Можно было и подпевать.
С каждой мелодией зрители погружались в другую культуру. При этом калейдоскоп колоритных национальных танцев, палитра вокальных соло, дуэтов, ансамблей сменялись стремительно. Мгновенное «переодевание» за счет смены выразительных, точных деталей костюмов, яркого реквизита — от художника-постановщика Оксаны Бакеркиной, а связующая разные музыкальные номера «сюжетная нить» — заслуга самой Марии Виненковой (она написала стихи, обозначающие колорит каждой страны — красоты природы, достопримечательности, гастрономические пристрастия) и «поэтической музы» спектакля Ульяны Шестериковой. Музыкальный руководитель постановки Светлана Ячменёва и Антон Зубарев с его ансамблем «ZUBIK-band» создали авторские аранжировки, хореограф Игорь Ходаковский к каждому номеру придумал аутентичный танец. Мгновение и — опа, зритель оказывался совершенно в другой точке мира! Словом, всё было и разыграно… как по нотам.
«Музыкальная Одиссея» — увертюра, за которой последует большая программа продолжающегося юбилейного года. Зрителей ждет серия юбилейных концертов (та же «Музыкальная Одиссея», «Мульт-пульт-концерт»), которая в декабре завершится большим концертом выпускников трех звездных коллективов Детской филармонии: Ансамбля танца «Улыбка», Джаз-хора и Капеллы мальчиков и юношей.
— В сезоне будут и две театральные премьеры, — рассказывают в филармонии. — В октябре — мюзикл «Капитанская дочка» по мотивам повести А. С. Пушкина на музыку Евгения Загота. «Капитанская дочка» Евгения Загота — воплощение одного из лучших образцов русской литературы на языке современности. Премьеру готовит московская постановочная группа. В спектакле задействованы артисты детской и взрослой трупп Театра мюзикла. А в декабре — премьера мюзикла «Баранкин, будь человеком» по известной и любимой не одним поколением читателей повести В. Медведева на музыку Марианны Мягковой, либретто Александра Пантыкина, Татьяны Ширяевой. Кстати, в декабре же юбилейный год Детской филармонии завершит грандиозное событие, которое мы пока сохраняем в секрете…
Зато не «в секрете» большие гастрольные планы Детской филармонии. Джаз-хор приглашен в столицу, где с оркестром «Новой оперы» дважды исполнит легендарный «Адиемус». На московском же фестивале «Видеть музыку», организатор которого — Ассоциация музыкальных театров и где участвуют крупнейшие музыкальные театры Москвы, Санкт-Петербурга, а также ряд театров стран СНГ, будет показана недавняя премьера — мюзикл «Сирано де Бержерак».
Впервые Детская филармония будет представлена в Северной Осетии. Квартет «13 струн» выступит в концертном зале Владикавказа в рамках фестиваля Бориса Галаева (Галати). А детский театр мюзикла со спектаклем «Страна невыученных уроков» на музыку Александра Пантыкина приглашен в ноябре на Национальный фестиваль «Музыкальное сердце театра».
Не оставлены вниманием и зрители Урала. По городам области пройдет большой гастрольный тур. Кроме того, в ноябре в Первоуральске Детская филармония примет участие в Благотворительном театральном фестивале «Снежность» с мюзиклом «Мэри Поппинс».
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Екатеринбурге проходит российско-китайская Летняя оркестровая академия.
Опубликовано в №202(10013) от 11 сентября 2024 года.