Темпераментная Италия в снежном Екатеринбурге: свердловский театр драмы представил премьеру — «Босяки во фраках»

Это комедия итальянского драматурга Эдуардо Скарпетты

Под Новый год (даже аж вечером 31 декабря!) Свердловская драма представила премьеру — «Босяки во фраках» итальянского драматурга Эдуардо Скарпетты. Уже и по названию очевидно — комедия. Ну, а чем еще радовать зрителя в праздник?! Другое дело: если представление не откровенно «по случаю», на дни новогоднего веселья, то театр должен подумать о том, чтобы спектакль задержался в репертуаре. А комедия, известно, — жанр рисковый…

На комедии надо смеяться. А если не смешно? С этим в последнее время все больше проблем. С комедией, трансформированной во времени и пространстве, еще тоскливее. Ну, не получается у нас играть графьев и иностранцев. Для первых нужна порода, для вторых — иной темперамент. А если еще сценическая задача «два в одном»?

Авантюрная комедия «Босяки во фраках» — та самая задача. По сюжету, молодой маркиз мечтает жениться на юной балерине. А папенька против: слишком не равны статусы и «приданое» с обеих сторон. Стремясь достичь заветной цели, влюбленный нанимает себе «богатую родню» из двух бедных, не отягощенных благородными манерами семейств. Нанимает всего лишь за еду в качестве платы. Но сыграть-то им надо аристократов. Сами понимаете: потуги на «высший свет» и провалы в органике существования начнут чередоваться с бешеной скоростью.

Из более чем ста пьес любимца Италии Эдуардо Скарпетты, «короля смеха» (актер, драматург, театральный импресарио), комедия Miseria e nobilta самая известная. Вот уже более века она продолжает звучать на всех языках мира, бесконечно меняя название в переводах. Самое популярное — «Голодранцы и аристократы». Но Свердловская драма, сделавшая собственный перевод, оказалась, мне кажется, точнее по смыслу. В создавшихся обстоятельствах героям надо сыграть именно «босяков во фраках». Два в одном. Нищебродство и показной аристократизм. Тем более — в Италии. С ее-то национальным темпераментом.

Протянутые поверху в несколько рядов веревки с вывешенным на просушку бельем — вполне достаточная декорация для обозначения итальянского дворика бедняков (сценография Владимира Кравцева). Всю остальную Италию доигрывают заданный темп (режиссер и хореограф Николай Реутов) и сами актеры. Они то ссорятся — из-за еды, то «кадрят» противоположный пол, то ревнуют. Бросаются в авантюру с перевоплощением в богатое семейство. Переодеваются. Тщатся соблюсти правила игры. С манерами не справляются, но — фасон держат.

И за всем этим, как ни странно на первый взгляд, наблюдать интересно.

Зритель по-хорошему «заводится». Возможно, и потому, что добровольно принятое на себя героями лицедейство — история не только про Италию. Многие в жизни пыжатся сыграть некую роль.

Как правило, она на вырост. Все же «хочут имидж» не ниже, а выше. А эффект парвеню — выскочки с замашками на «элиту общества» — производит забавное впечатление. Всегда.

Смех в зале не злой. Комедия положений она такая и есть. С непредвиденным стечением обстоятельств. Случайностями и курьезами. Генеральный директор театра Алексей Бадаев в программке к спектаклю, в обращении к зрителям, даже настаивает на таком отношении к происходящему. Цитируя с сайта Российского общества «Знание» (!) толкование слова «Смехотерапия», убеждает: не ищите глубоких смыслов, смейтесь, ведь смех «позволяет человеку увидеть и осознать абсурдность жизни и ее ситуаций».

Думаю, «Босяки…» задержатся в репертуаре надолго после Новогодья. Благодаря смыслам (все же!), которые неизбежно присутствуют в качественном юморе. Благодаря звучащим со сцены итальянским песенным хитам. И потому, что актеры дурачатся талантливо. Вместе с… генеральным директором, между прочим. В премьерном спектакле Алексей Бадаев сам вышел на сцену в роли отца жениха-горемыки. Играл и танцевал. Зал узнал его и аплодисментами оценил кураж, творческую отвагу и по-настоящему новогодний сюрприз, который редок даже в театре, склонном к любым авантюрам.

Рассказывают: шикарную виллу Эдуардо Скарпетты украшала крупная надпись «Здесь я смеюсь». «Король смеха» хотел праздника не только на сцене, но и в жизни. Театр последовал этому девизу. И, не будучи ни театром комедии, ни музыкальным, справился с рисками жанра. Показал класс игры.

Ранее генеральный директор Свердловской музкомедии Ян Смоленцев рассказал «Областной газете» о планах театра на 2024 год.

Опубликовано в № 6 (9817) от 15 января 2024 года.

В полиции рассказали, как курьерам не стать жертвами мошенников

Борьба с мошенничеством остается приоритетным направлением работы полиции. По словам начальника пресс-службы ГУ МВД России по Свердловской области...

В учебных корпусах второй очереди кампуса УрФУ ведут монтаж инженерных систем

На стройплощадке кампуса Уральского федерального университета завершаются ключевые этапы работ. В трех учебных корпусах общей...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также