По данным опроса* ВТБ, трое из четырех (74%) жители Уральского федерального округа выбирают классические банки для накопления средств и получения кредита на приобретение жилья, автомобиля, ремонта дома или крупных покупок. В то же время у каждого десятого жителя округа есть сбережения на кошельках финтех-компаний, которые расширяют своё влияние в сфере товаров народного потребления.
Сейчас 9% опрошенных хранят деньги в кошельках маркетплейсов, почти столько же (11%) — в системах платежных сервисов. При этом преимущество остается за классическими банками — им отдают предпочтение 74% опрошенных.
Четверть (25%) участников опроса не пользуется платежными сервисами финтех-компаний и маркетплейсов. У 42% есть онлайн-кошельки, у 27% — расчетные карты таких компаний в пластике. 17% прибегают к кредитам или рассрочке платежа, 13% — к сберегательным продуктам.
В классических банках показатели по аналогичным позициям гораздо выше — 86% респондентов имеют дебетовые или зарплатные карты, у 56% открыты накопительные счета, 61% размещают средства на вкладах. У 54%; есть кредитные карты, а 22% опрошенных получили кредит наличными.
К минусам использования сервисов финтех-компаний и маркетплейсов уральцы относят риск доверия крупной суммы (58%), непрозрачность условий (45%) и невыгодные финансовые условия продуктов (16%). Среди преимуществ использования респонденты назвали скидки и акции на товары (69%), удобство возврата средств при отказе от товара (39%), интересные условия по сберегательным и кредитным продуктам (по 22%).
«Банкам и маркетплейсам есть чему поучиться друг у друга. Здоровая конкуренция всегда полезна и помогает рынку меняться в пользу клиента. У маркетплейса есть возможность легко и быстро экспериментировать, а на стороне банков всегда была, есть и будет экспертиза в надежных и безопасных финансовых продуктах и сервисах. Идеальными условиями на рынке могла бы стать синергия финтехов и бигбанков. Будет ли модель партнерских отношений более жизнеспособной по сравнению с развитием собственных сервисов и приобретением бизнесов — покажет время», — отметил руководитель департамента транзакционного розничного бизнеса, старший вице-президент ВТБ Ростислав Яныкин.
Главным фактором при выборе способа оплаты становится удобство. Уже сегодня выбирать новые удобные платежные инструменты готовы две трети жителей Урала. При этом в ВТБ уверены, что здоровая конкуренция всегда полезна и помогает рынку меняться в пользу клиента.
*Опрос проведен ВТБ со 2 по 8 октября 2024 года по репрезентативной выборке среди 1500 человек в возрасте от 18 до 65 лет в городах России с населением более 100 тысяч человек.