Фестиваль-форум детских школ искусств, который давно уже стал креативным, развивающимся достоянием культурного пространства Свердловской области, в этом году впервые проходит на площадке образовательного центра «Таватуй». Тем дороже, что более 140 участников из 16 регионов России приехали на Урал не порадоваться «чужой» статистике, а в активном диалоге, принимая вызовы времени, позаботиться о сохранении и развитии отечественной системы художественного образования.
Порадоваться «чужой» статистике, впрочем, тоже можно. Есть чему. В Свердловской области работают 177 детских школ искусств, 34 из них – государственные. Регион входит в тройку территорий России (наряду с Москвой и Санкт-Петербургом) и по количеству образовательных художественных учреждений, и как одна из лучших методических школ. Не случайно уже не первый год область становится точкой притяжения для преподавателей и менеджеров художественного образования.
«Логично, что фестиваль стартовал сразу после Дня защиты детей, – подчеркивает первый заместитель министра культуры Свердловской области Юлия Прыткова. – В школах искусств куется не только будущее российской культуры, здесь воспитывается гармоничный человек. Неважно, станет ли он строителем, учителем или главой муниципалитета, главное – в нем будет привычка к творческому труду и потребность в насыщенной духовной жизни. Российское художественное образование уже много лет работает в условиях креативных индустрий, а Свердловская область – поистине питательная среда для них».
Последнее, очевидно, подтвердит и нынешний форум. Уже подтверждает – буквально с первого дня (форум работает 2-4 июня), начиная с раннего утра.
«Все активности начались в семь часов утра, на… озере и футбольном поле. Участники форума, а иногда это специалисты в возрастной категории 60+, погрузятся в непривычный для них контекст, – рассказывает директор Регионального ресурсного центра в сфере культуры и художественного образования Свердловской области, организатор фестиваля Наталья Клещева. – Хоть они и находятся на территории детского лагеря, проходят совсем не детскую программу. Мы предложили нынче участникам два важнейших образовательных проекта – «Увлечение профессией» и «Эксперимент» (по внедрению в школах нового предмета «Введение в профессию»). Восемь уральских школ расскажут о том, как вошли эти проекты. А в помощь – кинофестиваль детских школ искусств, на котором будет представлены 57 работ с опытом ДШИ из десяти регионов России. Три дня интенсивного общения, и мне кажется: участники фестиваля-форума вернутся домой другими…».
С вызовами времени к системе художественного образования Свердловская область столкнулась в меньшей степени, нежели другие регионы. В частности – благодаря вниманию региональной власти к «теме», деятельной поддержке (обновление оборудования, покупка музыкальных инструментов, капитальный ремонт школ и т.д). Система художественного образования не сокращается и не «оптимизируется», даже в отдаленных территориях. Напротив, в регионе первый год работает программа «Земский работник культуры», и первый ее выпуск – уже 15 специалистов.
«Но в целом с точки зрения творческих специальностей мы находимся в предкризисной ситуации, – подчеркнул на пресс-конференции перед стартом фестиваля-форума ДШИ ректор Российской академии музыки им. Гнесиных Александр Рыжинский. – Коллеги помнят о попытке загнать музыкальное образование в систему «услуги», а ДШИ превратить в кружки. Благодаря замечательной пианистке Екатерине Мечетиной, поднявшей проблему, президентский Совет по культуре остановил пагубную тенденцию, а сам Президент РФ в 2024-м напомнил об отечественных приоритетах – художественное образование «должно развиваться в соответствии с исторически сложившимися принципами, сроками и методиками». Вся эта история доказывает: профессиональное сообщество может влиять на принятие властных решений, даже на этапе выхода документа. Кто как не профессионалы знают: чтобы сыграть на фортепиано Листа, надо десятки лет провести за инструментом – и никакие цифровые технологии не ускорят процесс… Надо сохранять цепочку художественного воспитания. Да, с внедрением неожиданных форматов, которые предлагает форум, – неожиданное творчески будоражит, пробуждает новые идеи. Я сам участвую на форуме в блоке, где руководители ДШИ будут предлагать новации. Не кричать караул от вызовов и прессинга времени, а – предлагать».
По видеосвязи с Уралом, организаторами и участниками фестиваля-форума вступил в диалог первый заместитель художественного руководителя – директора Мариинского театра, директор Московского государственного академического камерного хора Евгений Стодушный. Он поднял важнейшую тему смены поколений педагогов в системе художественного образования и обретения смыслов в, казалось бы, привычной, всем знакомой сфере.
«В нашей отрасли не должно быть разрыва между поколениями, – убежден Евгений Стодушный. – Но ведь, кроме возраста, такую опасность могут привнести еще пандемия, климат, санкции. А передача преподавательского мастерства имеет стратегическое значение: это делает нашу отрасль в сфере культуры конкурентоспособной по отношению, например, к разным шоу. А еще крайне важно управление смыслами. Наши выпускники знают, КАК делать то или иное в художественной сфере. Но – ЗАЧЕМ? ДЛЯ ЧЕГО? Детские школы искусств должны играть знаковую роль в понимании этого. Да, это будет вызов для корифеев художественного образования – в возрасте 60+. Начать что-то снова непросто. И все же, думаю, для участников форума постановка такого вопроса – хорошая интеллектуальная, культурологическая провокация…».
VII Фестиваль-форум детских школ искусств в Свердловской области продолжает свою работу.
Ранее «Областная газета» писала о том, что новые музыкальные инструменты получила школа искусств Верхней Пышмы.