«Когда судьба улыбнется, вы, как Алексей Иванов, должны быть готовы»: на «Красной строке» продюсер Юлия Зайцева провела мастер-класс по технологии старта для писателей

Продюсер поделилась опытом работы с писателями и издательствами

Слово «продюсер» мы привыкли больше слышать относительно музыкальной и киноиндустрии. И зря, ведь как уже второй раз показывает «Красная строка», писатели тоже могут быть звездами, к ним может выстраиваться многометровая очередь за автографами, а если бы билеты на их творческие встречи продавались, была бы неплохая касса. Настоящих звезд практически всегда сопровождает продюсер, который точно знает, что делать и как добиться для своего «клиента» еще большей популярности. В этом смысле одним из самых ярких примеров в российской литературе является тандем писателя Алексея Иванова и продюсера Юлии Зайцевой. На мастер-классе в Екатеринбурге Юлия вспомнила, как начиналось их сотрудничество, рассказала, что делать, если твои произведения десятилетиями пишутся в стол, и поделилась четким алгоритмом для эффективной работы с издательством.

— Мне часто говорят, что я родилась с серебряной поварежкой во рту, так как мне сразу достался крутой автор, и я не имею права рассуждать о болях дебютирующих писателей, — начала Юлия Зайцева. — Поверьте, это не так. Да, 20 лет назад Алексей Иванов уже был известен, но все еще получал деньги в конверте, его агент оформлял типовые договоры, и у него не было никакого юридического сопровождения.

За 20 лет Юлии Зайцевой удалось создать вокруг писателя настоящий продюсерский сервис. Сегодня он включает даже онлайн-магазин, где можно приобрести книги автора с его подлиным автографом. Тем удивительнее слышать историю о том, как самые известные романы Иванова ждали публикации более 10 лет, издательства автору отказывали.

— Я очень люблю рассказывать эту историю, она, правда, вдохновляющая, — говорит Юлия. — Алексей Иванов как вы знаете, начинал в студенчестве, в Екатеринбурге. Здесь он написал «Общагу-на-крови», «Географа», «Сердце Пармы». Но их никто не публиковал знаете сколько? 13 лет! Не было тогда онлайн-платформ, нужно было распечатать рукопись на машинке и отправить в издательство. Он отправлял, получал постоянные отказы. Но — очень важно — все эти 13 лет Алексей не переставал писать роман за романом. Пусть и складывая стопочкой в стол. Он уже не верил, что когда-нибудь будет профессиональным писателем и его книги будут опубликованы. Но писал после основной своей работы учителем, гидом-проводником, сторожем… И в какой-то момент пришла судьба — его произведение порекомендовали. А знаете, что самое главное — он к этому был готов, ведь он никогда не переставал работать.

И это точно один из самых фундаментальных советов дебютантам. Красивая упаковка, безусловно, важна. Не только сейчас, но и во все времена. И в литературе как нигде важно, чтобы за упаковкой было содержание — то, что заставит искать ваш роман на полках и с нетерпением ждать следующего. Следующего, который, кстати, вы уже написали, ожидая своей очереди к издательствам.

Среди полезных советов также простые, но не менее важные: внимательное оформление заявки в издательство; самиздат как шанс протестировать аудиторию; умение продавать свое творчество, подкрепляя историей; способность воспользоваться соцсетями для связей с «правильными» людьми.

Еще одна полезная графа — умение выбрать редактора. На этот счет на встрече высказался сам Алексей Иванов.

— У меня есть критерий — как оценить редактора. Приведу пример, в моей практике было такое: написал я роман, смотрю правки, а редактор везде переправил «дверка машины» на «дверцу». Ясно, что это никакой роли не играет, и если редактор делает такое замечание, значит, он самовыражается. Я попросил другого специалиста. Думаю, как автор, вы всегда должны понять — редактор хочет улучшить ваш текст или же он самовыражается за счет вас. И вот такие редакторы не нужны никому, — отметил Алексей Иванов.

На самом деле этот мастер-класс вполне мог быть полезным и начинающим продюсерам — Юлия Зайцева невольно делилась своим опытом в этой сфере. Приведем один момент — историю начала сотрудничества Юлии и Алексея.

— Нашлись мы абсолютно случайно, мне было 20 с чем-то лет, я была преподавателем университета, кафедры журналистики, только что защитила кандидатскую по филологии, — рассказывает Юлия. — Один мой знакомый сказал — «у нас есть такой писатель Алексей Иванов, он уже очень популярен в Москве, а здесь его почему-то пока особо не знают, надо исправлять, поможешь?» Я согласилась. Нужно было организовать фестиваль «Сердце Пармы». Познакомились мы с Алексеем уже на пресс-конференции, а открытие я провела верхом на коне. Денег, чтобы арендовать сцену, не было, и небольшой рост натолкнул меня на эту идею. Мне кажется, вот тогда Алексей действительно впечатлился. А после второго нашего проекта — фильма «Хребет России» — он уже отменил своего московского агента, предложив мне стать его продюсером.

Также Юлия Зайцева проанонсировала выход своей книги на эту тему (иначе бы она не была успешным продюсером). О непростом пути к успеху, где было все — воровство, кидалово, кредиты, Юлия расскажет в книге «Корпорацию не нагнешь». Выход запалнирован на ноябрь 2024 года. Автор пообещала, что обязательно приедет в Екатеринбург, чтобы ее презентовать. Будем ждать.

Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что на «Красной строке» прошла «последняя лекция» Александра Кушнира о Сергее Курёхине.

Опубликовано в №189(10000) от 27 августа 2024 года.

«Фолк-перекресток»: Уральский центр народного искусства объединил в День народного единства жанры и регионы России

Буквально накануне, в первые дни ноября, Уральский центр народного искусства принимал на своей площадке Всероссийский фестиваль...

Премьера мюзикла «Василиса» состоялась в парке «Россия — моя история» в Екатеринбурге

В историческом парке «Россия — моя история» 4 ноября также прошли мероприятия, посвященные Дню народного единства. На площадке...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также