В преддверии красивого юбилея — 50-летия, которое Музей архитектуры и дизайна отметит в 2025 году, здесь запущен не менее красивый и значимый проект: издание каталогов, посвященных творчеству выдающихся уральских архитекторов. И герои первых трех изданий — поистине три богатыря уральского зодчества ХХ столетия.
Непосвященному может показаться: слово «каталог» — понятие для узких специалистов. Только им, мол, и интересно. Ничуть не бывало! Чтобы оценить событие, достаточно знать об уникальности музея: он — единственный региональный по истории архитектуры и дизайна и второй после столичного музея имени А. В. Щусева. Иными словами: в России всего два подобных архитектурных собрания. Одно — в столице, второе — наше. В фондах уральского Музея архитектуры и дизайна — более 50 тысяч единиц хранения, музей периодически устраивает выставки, но вот они заканчиваются — и что?
— Всякий раз с сожалением возвращаем материалы экспозиций в фонды, — сказала на презентации директор Музея архитектуры и дизайна УрГАХУ Елена Штубова. — Фонды уникальны, как и сам музей. Это чертежи, проектные материалы, графика, личные архивы архитекторов — прежде всего ХХ столетия. Только личных архивов у нас больше 200. И вот после закрытия экспозиции хочется продлить ее жизнь в общественном пространстве. Чтобы кто не успел на выставку — узнал-таки о судьбе и наследии архитектора, его роли в формировании «лица» Урала и его столицы. Так родилась идея издательского проекта…
Моисей Рейшер. Константин Бабыкин. Сигизмунд Домбровский. Первые герои проекта. Выставки, им посвященные, музей устраивал в связи с их юбилейными датами (о Домбровском «ОГ» рассказала в публикации «Романтик Свердловска в 26). Когда речь зашла о каталогах-книгах — а старт проекта всегда важен! — в архитектурном сообществе не возникло ни единого сомнения, что «с них и стоит начинать». Моисея Рейшера называют «человек-эпоха». По его творчеству можно судить, как развивалась архитектура в уральской индустриальной столице, начиная с 1920-х. Только два его объекта: Белая башня и здание администрации города выразительно свидетельствуют — это были динамичные, уверенные шаги. Добавьте сюда же цеха Уралмаша, фасады гостиницы «Большой Урал» и кинотеатра «Темп». Тоже авторство Рейшера… Константин Бабыкин — основатель архитектурной школы на Урале, высшего архитектурного образования. Его знаковые объекты — Оперный театр, Управление железной дороги, Дом культуры железнодорожников… Сигизмунд Домбровский менее известен, но именно он со своей командой, разработав программу «Большой Свердловск», заложил основы развития градостроительного облика города. И это, кстати, до сих пор формирует лицо уральской столицы…
Словом, издательский проект Музея архитектуры и дизайна — это «архитектура в именах», чем вдвойне интересен, поскольку даже выдающиеся создания любопытны не только сами по себе, но и личностью творца. Как рождались идеи и замыслы, из-за чего возникали творческие сомнения (а куда же без них?), как шел творец к идеалу? Этакое подобие серии «ЖЗЛ», только — «жизнь замечательных архитекторов». Не беллетристика! Уже по первым трем книгам-каталогам видно: так называемый «науч-поп» (научное популяризаторство) основан на глубочайших исследованиях, в которых партнерами музея стали Белинка, областной краеведческий музей, государственный архив Свердловской области. Но при этом серия «Архитекторы Свердловска-Екатеринбурга» и не академические каталоги, перечень фондовых раритетов. Каждому предпосланы авторские статьи исследователей, коллег, учеников выдающихся уральских архитекторов, написанные хорошим «слогом». Со своей авторской позицией, которая местами превращается в энергичную публицистику. Это интересно читать даже тем, кто мало сведущ (пока!) в архитектуре. Про дизайн серии и говорить вроде излишне. Делали же профессионалы. Лаконично, емко, выразительно. С представлением «личных акцентов» судьбы героя-архитектора — вроде принадлежавших ему красноречивых предметов быта, живописных зарисовок, сделанных на досуге, «для себя».
— Мы в бесконечном долгу перед людьми, создавшими облик и образ нашего родного города. Потому и возник этот музей, мавзолей профессиональной памяти, — говорит ректор УрГАХУ Александр Долгов. — Книги-каталоги — продолжение идеи. Первые герои — образно говоря, «три кита, за которыми должен последовать целый косяк». Чтобы возникла антология уральской архитектуры. Смотрю на фото своих выдающихся коллег, перечитываю их высказывания. И понимаю: насколько же мало мы еще знаем. Но! Насколько больше знаем после персональных выставок и каталогов. Заложен краеугольный камень в создание истории уральской школы архитектуры…
200 личных фондов, хранящихся в Музее архитектуры и дизайна, — перспектива 200 выставок и книг-каталогов. Планка задана. И высокая. А диапазон исследований безбрежен и сулит неожиданные открытия. Например, готовится книга о панельном строительстве. Полстраны в панельных домах, а знаем ли мы, кто их авторы. А между прочим этот индустриальный прорыв в жилищном строительстве возник не в столице. Первый панельный дом находится… в Березовском. Любопытно? Мне тоже. Тогда ждем продолжения «архитектурных историй».
Ранее «Областная газета» писала о том, что в Екатеринбурге продолжаются съемки художественного фильма «Бажов. Одолженное время».
Опубликовано в № 70 (9881) от 2 апреля 2024 года.