В театре «Урал Опера Балет» прошла презентация балета «Каменный цветок», премьера которого состоится 4 апреля. В основе спектакля музыка к балету Сергея Прокофьева «Сказ о каменном цветке», а также либретто Леонида Лавровского и Миры Мендельсон-Прокофьевой, написанного по мотивам сказов Павла Бажова из сборника «Малахитовая шкатулка». В постановке задействуют практически всю балетную труппу.
Впервые свердловский зритель увидел балет «Каменный цветок» в Екатеринбургском театре оперы и балета в 2008 году. Тогда постановка не отходила от канонической версии 1957 года хореографа Юрия Григоровича. Теперь же, спустя 17 лет, команда театра во главе с хореографом-постановщиком Антоном Пимоновым представит совершенно новый спектакль. Герои предстанут перед публикой в оригинальных сценических костюмах от режиссера и художника-постановщика Юлианы Лайковой («Сказки Перро»), которая при создании образов, отталкиваясь от мифологии сказов Бажова, стремилась передать самобытность уральского духа. Главным местом действия станет Медная гора, а основной фактурой — не привычный малахит, а медь. Каменный цветок из малахитово-зеленого превратится в огненно-медный.
— Когда начинаешь размышлять, что же такое малахит, то сразу представляешь зеленый цвет с черными прожилками, но мы не хотели ограничиваться привычным образом. Ведь, собственно, малахит — производная от медной руды, и если ты видишь на поверхности этот камень, то это прямое указание, что здесь можно добывать медь. Именно эта мысль заставила нас посмотреть на каменный цветок и на графику совершенно под другим углом. Уйти от привычного зеленого цвета, но не уйти от правды, потому что об этом написано и в сказах Бажова, это заложено и в самой структуре камня, — поясняет режиссер, художник-постановщик и автор костюмов спектакля Юлиана Лайкова.
Если сюжетную линию оставили практически без изменений, то характеры персонажей выстроят в соответствии с моралью современного общества. Авторы спектакля, идя тем же путем, что и в балете «Сказки Перро», сделают героев более человечными, это позволит зрителям взглянуть на них иначе.
Что если злобный приказчик Северьян вовсе не бездушный и лишенный всякой морали, а болезненно страдающий от негласного договора с Хозяйкой Медной горы, которая дает ему несметные богатства в обмен на жизнь? С этим обстоятельством и связана одна из интриг второго акта спектакля, но об этом публика узнает уже на премьере.
Еще один интересный герой по имени Пес сыграет ключевую роль в постановке, однако же подробности пока тоже не раскрываются.
— Лавровский и Мендельсон очень вольно обратились с первоисточником — сказом Павла Бажова. Мы этот мир принимаем, но достраиваем и додумываем его, придумываем нашу уральскую метавселенную. Действие происходит на Медной горе, где-то на Урале. Мы представляем себе, что по народному поверью, с какой-то периодичностью все подземные богатства Медной горы собираются воедино. Это будет и декорационная часть, и огромный кордебалет — это все и будет каменный цветок. Данила — единственный из всей артели, кто умеет находить красоту там, где ее не видят другие. Готов ли он пойти дальше, узнать все тайны творчества? Хозяйка приглашает его к себе, но выдержит ли он испытания, увидев каменный цветок, и что будет дальше — это и есть главный вопрос, — отметил драматург Богдан Королёк.
Ранее «Областная газета» писала о том, что в театре «Урал Опера Балет» состоялась презентация весенней сказки «Снегурочка».
Опубликовано в №17 (10124) от 31 января 2024 года.