кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных дисциплин Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Государственная гражданская служба в органах государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации предполагает особое отношение не только к выполнению своих служебных обязанностей,
но и к поведению государственного служащего как в служебной, так и во внеслужебной деятельности. Необходимость строгой регламентации поведения государственного служащего обусловлена тем, что государственный служащий взаимодействует с гражданами от лица государства, а соответственно, ничто в его действиях не должно умалять авторитета государственной власти.
Кодексы этики и служебного поведения приняты практически во всех государственных органах, а если они отсутствуют, то государственный служащий должен в своей деятельности руководствоваться правилами поведения, закрепленными в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и принятыми в связи с ним подзаконными нормативными правовыми актами, а также Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
В Свердловской области действует Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области, утвержденный указом Губернатора Свердловской области от 10 марта 2011 г. № 166-УГ. Кроме того, в некоторых министерствах Свердловской области также действуют свои кодексы этики и служебного поведения, например, в Министерстве общественной безопасности Свердловской области. Сотрудники Министерства общественной безопасности Свердловской области уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, затрагивающих права и законные интересы граждан, а соответственно, их деятельность имеет повышенный общественный интерес, что в свою очередь возлагает на государственных служащих этого министерства повышенные требования к их поведению, как в служебное, так и во внеслужебное время.
Эти кодексы устанавливают основные правила служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области, общие принципы профессиональной, служебной этики, которыми должны руководствоваться гражданские служащие, и призваны повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей, служат основой для формирования должной морали в сфере государственной гражданской службы Свердловской области, уважительного отношения к государственной гражданской службе Свердловской области в общественном сознании, а также выступают как институт общественного сознания и нравственности гражданских служащих, их самоконтроля.
Структура подобных кодексов этики и служебного поведения примерно одинакова. Они содержат группы правил поведения, регулирующих отношение гражданского служащего к своей профессиональной деятельности
и к гражданам («исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов Свердловской области», «обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам»); к своим коллегам («самостоятельно исполнять должностные обязанности, определенные должностным регламентом, исключая их перепоручение»);
к представителям СМИ («уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации
по информированию общества о работе государственного органа Свердловской области, а также оказывать содействие
в получении достоверной информации в установленном порядке»). Отдельно регламентируются правила антикоррупционного поведения: предоставление сведений о своих доходах и расходах, запрет на получение подарков, денежных вознаграждений и т. п. Устанавливаются рекомендации к внешнему виду гражданского служащего («внешний вид гражданских служащих при исполнении ими должностных обязанностей должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность»).
Кодексы обязательно содержат общие правила профессионального поведения («гражданский служащий обязан эффективно использовать служебное время для достижения наибольшей результативности работы», «гражданский служащий отвечает за организацию и состояние своего служебного места и соблюдение установленного порядка работы со служебными документами», «в речи гражданского служащего неприемлемо употребление неуместных слов и речевых оборотов, резких и циничных выражений оскорбительного характера»).
но и к поведению государственного служащего как в служебной, так и во внеслужебной деятельности. Необходимость строгой регламентации поведения государственного служащего обусловлена тем, что государственный служащий взаимодействует с гражданами от лица государства, а соответственно, ничто в его действиях не должно умалять авторитета государственной власти.
Кодексы этики и служебного поведения приняты практически во всех государственных органах, а если они отсутствуют, то государственный служащий должен в своей деятельности руководствоваться правилами поведения, закрепленными в Федеральном законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и принятыми в связи с ним подзаконными нормативными правовыми актами, а также Типовым кодексом этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих, одобренным решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21).
В Свердловской области действует Кодекс этики и служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области, утвержденный указом Губернатора Свердловской области от 10 марта 2011 г. № 166-УГ. Кроме того, в некоторых министерствах Свердловской области также действуют свои кодексы этики и служебного поведения, например, в Министерстве общественной безопасности Свердловской области. Сотрудники Министерства общественной безопасности Свердловской области уполномочены составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, затрагивающих права и законные интересы граждан, а соответственно, их деятельность имеет повышенный общественный интерес, что в свою очередь возлагает на государственных служащих этого министерства повышенные требования к их поведению, как в служебное, так и во внеслужебное время.
Эти кодексы устанавливают основные правила служебного поведения государственных гражданских служащих Свердловской области, общие принципы профессиональной, служебной этики, которыми должны руководствоваться гражданские служащие, и призваны повысить эффективность выполнения гражданскими служащими своих должностных обязанностей, служат основой для формирования должной морали в сфере государственной гражданской службы Свердловской области, уважительного отношения к государственной гражданской службе Свердловской области в общественном сознании, а также выступают как институт общественного сознания и нравственности гражданских служащих, их самоконтроля.
Структура подобных кодексов этики и служебного поведения примерно одинакова. Они содержат группы правил поведения, регулирующих отношение гражданского служащего к своей профессиональной деятельности
и к гражданам («исполнять должностные обязанности добросовестно и на высоком профессиональном уровне в целях обеспечения эффективной работы государственных органов Свердловской области», «обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам»); к своим коллегам («самостоятельно исполнять должностные обязанности, определенные должностным регламентом, исключая их перепоручение»);
к представителям СМИ («уважительно относиться к деятельности представителей средств массовой информации
по информированию общества о работе государственного органа Свердловской области, а также оказывать содействие
в получении достоверной информации в установленном порядке»). Отдельно регламентируются правила антикоррупционного поведения: предоставление сведений о своих доходах и расходах, запрет на получение подарков, денежных вознаграждений и т. п. Устанавливаются рекомендации к внешнему виду гражданского служащего («внешний вид гражданских служащих при исполнении ими должностных обязанностей должен способствовать уважительному отношению граждан к государственным органам, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность»).
Кодексы обязательно содержат общие правила профессионального поведения («гражданский служащий обязан эффективно использовать служебное время для достижения наибольшей результативности работы», «гражданский служащий отвечает за организацию и состояние своего служебного места и соблюдение установленного порядка работы со служебными документами», «в речи гражданского служащего неприемлемо употребление неуместных слов и речевых оборотов, резких и циничных выражений оскорбительного характера»).