Одним из приоритетов дошкольного образования на современном этапе – это создание благоприятных условий для развития личности ребенка, становления его самостоятельности, целеустремленности, инициативы, ответственности.
Активное интеллектуальное развитие ребенка дошкольного возраста начинается с 3 лет, это наиболее благоприятный период для формирования у него мотивационной готовности к занятиям техническим творчеством. Формирование современного инженера необходимо начинать в дошкольном детстве, что требует изменения содержания дошкольного образования и новых технологий обучения детей.
Актуальность инновационной деятельности в области инженерно-технического образования в МБДОУ – детский сад комбинированного вида № 62 обусловлена приоритетными направлениями государственной политики Российской Федерации в сфере образования.
Среди реализуемых педагогическим коллективом задач по формированию инженерно-технического развития детей дошкольного возраста:
- Развитие интереса к моделированию и конструированию, стимулирование детского научно-технического творчества.
- Формирование пространственного мышления, умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.
- Развитие воображения, фантазии и творческой инициативы.
- Развитие наблюдательности, умения сравнивать, обобщать.
- Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, умения устанавливать причинно-следственные зависимости, делать выводы.
- Формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.
Для реализации приоритетного направления в учреждении созданы две исследовательские лаборатории с необходимыми современными техническими средствами обучения: конструкторские наборы Lego, LEGO WeDo.2, программно-аппаратные комплексы Bee-Bot, компьютерно-игровой комплекс Ligro Game, цифровая лаборатория «Наураша», универсальная детская STEM-лаборатория, оборудование для опытно-экспериментальной деятельности.
Образовательное пространство детского сада выстроено таким образом, что ребёнок сам выступает с инициативой своего развития, а взрослый обеспечивает её поддержкой, моделирует комфортную среду для деятельности, подает идеи, снабжает материалом и оборудованием.
В 2023 году МБДОУ № 62 стало инновационной площадкой Федерального института современного образования г. Москва при участии акционерного общества «ЭЛТИ-КУДИЦ» по проблемам: «Модели реализации STEM-образования в практике работы дошкольных образовательных организаций и начальной школы» и «Развитие социального и эмоционального интеллекта ребенка дошкольного возраста».
Также с 2023 года является инновационной площадке федерального уровня АНО ДПО «Национальный исследовательский институт Всероссийской общественной организации содействия развитию профессиональной сферы дошкольного образования «Воспитатели России» по реализации проекта «ТехноМир: развитие без границ».
В 2023 года заключили договор о социальном партнерстве с Региональным ресурсным центром «Инженерные кадры России» г. Екатеринбург. МБДОУ № 62 является районным ресурсным центром по развитию интереса детей к шахматам.
Работа в инновационном режиме позволяет педагогам и воспитанникам раскрывать свой творческий потенциал, быть активными участниками инновационных процессов, что приводит к повышению качества дошкольного образования.
В рамках Городского образовательного проекта «Добрый город» воспитанники МБДОУ № 62 приняли участие в Турнире по основам программирования и соревновательной алгоритмике «РоБоКид» в номинации УМНАЯ ПЧЕЛА BEE-BOT TTS. Команда награждена сертификатом участников.
2023 г. – Региональный этап детского чемпионата «Юный мастер-2023», компетенция «Программирование» – победители в номинациях «Самые вежливые», «Самые грамотные».
Призеры в выставке-конкурса роботехнических проектов «Каждый робот имеет шанс», победители в специальной номинации «Симпатия жюри».
В рамках реализации сетевого проекта ГРЦ «Профинжиниринг: от детского сада в будущее» и X открытого областного фестиваля научно-технического творчества и современных технологий «Город ТехноТворчества» приняли участие в творческой онлайн-мастерской: ЦУП «ОРИОН» – «Уже сегодня строим самолет, в котором полетим все вместе завтра!». Для публичной защиты был представлен проект инженерно-технической направленности «Аэропорт». Диплом III степени в номинации «За успешную командную работу по изучению летательных аппаратов».
Городской фестиваль «Инженерный проект. Юный машиностроитель», победители в номинации «Самая технологическая работа».
Также в рамках реализации сетевого проекта ГРЦ ОРИОН «Профинжиниринг: от детского сада в будущую профессию» при поддержке социального партнёра Технопарка универсальных педагогических компетенций РГППУ, им. С. Я. Батышева (директор Шамаев Е.А.), была организована и проведена экскурсия на территорию учебного центра ПАО Уралмашзавод.
В рамках подготовки к соревновательному сезону «ИКаРёнок» приняли участие в серии дистанционных командных онлайн-играх по техническому творчеству «ИКаРёнок – БУКВАрёнок», «Профи – Технорёнок», «Технорёнок».
Первое место в открытом заочном творческом конкурсе для детей младшего дошкольного возраста «ИКаРёнок с пеленок».
Педагог МБДОУ № 62 Шамаева А.Ю. является сертифицированным судьей профориентационного технологического конкурса «Инженерные кадры России», а также национального чемпионата по роботехнике «Красноярск 5.0: Сокровище недр».
Инновационная деятельность в области инженерно-технологического образования в детском саду имеет несколько направлений: это повышение квалификации педагогов и их готовности к использованию новых технологий в образовательном процессе; поддержка и развитие талантливых детей, создание условий для их индивидуального обучения; взаимодействие с родителями и создание единого образовательного пространства.
Использование инновационных технологий, включая робототехнику, позволяет улучшить качество образования и сделать его более интересным и увлекательным для детей.