После дебюта фестиваля в год 300-летия Екатеринбурга этот, второй форум по-прежнему единственный на Урале, который всецело посвящен сохранению и популяризации архитектурного наследия. «Дни архитектурного наследия» — уникальный смотр достижений в реставрации и реконструкции памятников архитектуры, демонстрация креативных проектных решений и творчества начинающих архитекторов — проходят при поддержке Президентского фонда культурных инициатив.
Если в 2023-м все было в новинку, то нынче фестиваль ждали. На участие заявились специалисты от Санкт-Петербурга и Москвы до Томска и Еревана. Как только была объявлена экскурсионная программа по архитектурным достопримечательностям региона, все путешествия, включая выездные в города области, были заполнены за пять минут! А, например, в конкурсе видеороликов «Вперед, в прошлое!», призванном популяризировать архитектурное наследие Урала, нынче участвуют не только студенты УрГАХУ, но и рядовые уральцы, сердцу которых близка эта тема. И, как говорят с юмором знающие, Москва «уже грозит Уралу пальчиком», ревностно переживая, как бы наш фестиваль не перебил федеральный «Архитектурное наследие».
У Урала нет таких амбиций. Напротив, учредители и организаторы Дней архитектурного наследия — Уральский государственный архитектурно-художественный университет, «Независимый институт истории материальной культуры», Музей архитектуры и дизайна — подчеркивают региональную направленность фестиваля, желание «взять в фокус» региональные памятники. Ну, а ежели на каком-то из конкурсов возникнут достойные проекты, например, по реставрации архитектурного шедевра, то… почему бы не представить потом этот креатив и в столице?

— У нас есть что любить. Трудовой подвиг уральцев и зодчество связаны воедино, — говорит ректор УрГАХУ, председатель оргкомитета фестиваля Александр Долгов. — Нам во многом в этом смысле повезло с основными владельцами горнозаводских предприятий: они старались жить на особинку и в архитектуре, выделиться высокими достижениями даже в малых архитектурных формах. Достаточно вспомнить династию Демидовых: до сих пор поражают изяществом, красотой и величием стилистических, архитектурных решений объекты Невьянска, Кыштыма, заводов Нижнего Тагила, Алапаевска, Екатеринбурга. Впереди — 300-летие ВИЗа, этот комплекс — тоже объект культурного наследия. Наш университет готовит к юбилею большой проект, а пока думаем, как бы не повторить ошибку, связанную со сносом исторических зданий в районе Плотинки. Екатеринбургский железоделательный завод был лишен значительного количества своих построек. Но! Тогда на Урале не было еще реставрационной школы, не было такого запроса в обществе. А сейчас он есть…
Председатель оргкомитета Дней архитектурного наследия обозначил, таким образом, пафос, проблемы, креативные тренды фестиваля. За четыре дня (26-29 марта) они воплотятся в разных форматах и тематических направлениях. Участники фестиваля обсудят опыт реставрации памятников деревянного зодчества в Нижнесинячихинском музее-заповеднике и индустриального наследия в музее-заповеднике «Горнозаводской Урал», новые подходы к составлению генеральных планов Екатеринбурга 2025 и 2045 годов. В центре внимания будут даже проблемы преемственности традиций плотницкого мастерства в современном строительстве или, например, «как сделать наличники символом России». Тут приходится выдохнуть: всего, интересного даже непрофессионалам, — не перечислить.

— Деловая программа — лекции, дискуссионные панели, презентации — очень насыщенная. Шесть основных тематических блоков! — комментирует Елена Штубова, директор Музея архитектуры и дизайна (на его площадках и проходят основные мероприятия, встречи фестиваля). — Есть новое в программе этого года: мы впервые учредили смотр-конкурс для профессиональных архитекторов, нам было важно дать возможность архитекторам на региональном уровне показать свои проекты реставрации, реконструкции объектов архитектурного наследия. Появилась у фестиваля и своя интернет-платформа, где энтузиасты и профессионалы, объединив усилия, проходят путь от заметок о руинах до сообщества фанатов исторического наследия и реальной помощи. Еще одно новшество — секция, связанная с правовыми аспектами. Тема глобальная…
На самые разные профессиональные интересы, пристрастия и выставочная часть форума. Флагманская выставка «Деревянное зодчество Урала» подготовлена на основе исследований уральской деревянной архитектуры, проведенных преподавателями и студентами УрГАХУ за последние 50 лет! («ОГ» расскажет об этом отдельно)

Весь фестиваль — косвенно популяризация темы архитектурного наследия. И все же в рамках форума работают люди, что называется, специально обученные — издатели. Например, издательство «Татлин», книги которого связаны с архитектурным наследием, проблемами сохранения памятников различных эпох и стилей, презентует на фестивале 400-страничный фолиант «Атлас индустриального наследия Большого Екатеринбурга», по сути — библию культурного промышленного наследия Урала. Тут месседж очевиден. Но тот же «Татлин» готов предложить (видимо, так и случится) тему для дискуссии.
— Мы издаем то, что «наследили» архитекторы. На берегах Исети архитекторы «наследили» целый город, — с улыбкой говорит директор издательства «Татлин» Эдуард Кубенский. — Где-то читал: до 50-ти архитекторы не думают о наследии, просто строят, а «после» начинают осмысливать, что же они наделали в свои первые полвека. Однако, знаете, какую я заметил тенденцию: наследием сегодня занимается молодежь. Ходят на экскурсии, изучают. То ли у них нет достаточного авантюризма, чтобы самим «наследить» (я в их годы думал, где какой дом построить), то ли пытаются найти себя в пространстве города — как им тут жить. И для меня это парадокс XXI века — идет постоянное переосмысление прошлого. Все время ставим вопрос: что надо сохранять? Время так ускоряется, в том числе и в архитектуре…

Не исключено, тему для обсуждений на форуме подкинет и красноречиво меняющаяся, вслед за временем и самой архитектурой, ее терминология. В том же «Татлине» на выходе книга об архитектуре капиталистического романтизма. Это так называемый капром, который в 1990-х сменил предыдущий стиль совмод — советский модернизм. Но в соцсетях уже выложен новый термин — капут, капиталистический утилитаризм, это архитектура сегодняшнего дня. Насколько она достойна сохранения? Сегодня строим на время или на века? Вопрос! От романтики — к утилитарности, далекой от стилистики, гармонии? Тоже повод задуматься. Но… для того и проводятся такие фестивали, это возможность высказаться. Организаторы же надеются на диалог. Перекрестный, взыскательный, искренний.
Ранее «Областная газета» писала о том, что уникальный музей леса и быта времен СССР открылся в Асбесте.
Опубликовано в №65 (10172) от 28 марта 2025 года.