Писатель и время: в Екатеринбурге представили первый художественный фильм о Павле Бажове

Это первый художественный фильм не по сказам, а по судьбе самого писателя

В Екатеринбурге состоялась премьера фильма «Бажов. Одолженное время», который с нетерпением ждали больше года. Фильм, созданный при поддержке Президентского фонда культурных инициатив, — абсолютно уральское творение. Создан уральцами и на Урале.

«Бажов. Одолженное время» — первый художественный фильм не по сказам, а по судьбе самого Павла Петровича. Авторы взяли в поле зрения трагический, но знаковый год в жизни писателя. 1937‑й. Из-за идеологических разногласий с властью журналист Бажов был отстранен от всего — работы, партии, общения. Однако вынужденная самоизоляция завершилась рождением «Малахитовой шкатулки». Как такое могло случиться? Что позволило совсем не юному литератору не погибнуть, а поистине — заново родиться в творчестве?..

Премьере предшествовала фотовыставка с эпизодами съемок. Первые зрители благодарили создателей «за смелое высказывание», «мастерское операторское видение», открытие малоизвестной страницы жизни писателя.

— Два месяца в кинопрокате будут идти показы фильма в городах области, — сообщил генеральный продюсер фильма, руководитель Благотворительного фонда «БАЖОВ» Сергей Полыганов. — Показы бесплатные. Ирбит, где снимались эпизоды фильма и где в съемках участвовали многие горожане, попросил о трех сеансах: иначе, мол, кинотеатр всех желающих не вместит. Сделаем. Покажем. Но возможностью увидеть фильм интересуются не только уральцы, поэтому на маршруте кинопроката «Бажов. Одолженное время» будут и Салехард, и Донецк…

Как ни крути — момент исторический: в отечественном кино (да и в мировом) появился первый художественный фильм о Бажове. Не по сказам, а о нем самом. Оговорка про мировое кино — не ради красного словца. При том, что количество переводов «Малахитовой шкатулки» по разной статистике то приближается к сотне языков, то уже далеко за этой чертой, и миру небезразлично, как родился феномен уральских сказов, что за человек был их автор.

Парадокс биографического жанра в том, что хоть это и «сочиненное» произведение и создатели имеют право на художественный вымысел, образность, зритель от такого фильма все равно ждет «правду жизни». Не буквоедство в фактах и цитатах, а — правду по сути. Про человека. Про обстоятельства жизни. Про время. А тут еще один парадокс. Художественный фильм — не стенограмма, поэтому критериев «правда — не правда» нет. Зато есть единственно точное в данных обстоятельствах ощущение: верю или не верю. Прошибает, саднит, остается в памяти внутренним диалогом? Или — извините…

В чем абсолютно правдоподобны создатели фильма «Бажов. Одолженное время» — так это в обстоятельствах 1937 года вокруг Бажова. Фильм начинается эпизодом в кинотеатре, с просмотра кинохроники января 1937-го, где звучат новости про елку, перепись населения, открытый процесс над саботажниками — и атмосфера эпизода, лица в кинозале таковы, что сами напоминают кинохронику. Та же степень правдоподобия — в эпизодах осуждения журналиста Бажова партийными боссами за очерк «Формирование на ходу», в обстановке школы, где училась дочка Бажова Рида и где «дети за отцов отвечали», в доме писателя, куда он приходит с повесткой о вызове к следователю, в коридорах НКВД, откуда «проштрафившийся» журналист должен был уйти в небытие… Надо отдать должное съемочной группе студии «Мастер», которая снимала фильм либо в реальных местах, связанных с Бажовым (дом писателя, ОДО), либо скрупулезно искала и нашла места, сохранившие в самих стенах простую и страшную атмосферу 1930-х. Здесь, в этой непритязательной обстановке, шла как бы обычная жизнь, а меж тем волею власть предержащих из нее вычеркивались люди. Музыка Олега Плясунова, которая даже не лейтмотив фильма, а кажется — его нескончаемое «давящее» сопровождение-стон, выразительно дополняет эту безысходность.

Но фильм же не про 1937 год, а про людей в нем. И если в создании атмосферы времени авторы безупречны (сценарий — Андрей Ким, Максим Ермаков, режиссер Андрей Ким, оператор Сергей Носов, художник-постановщик Евгений Потамошнев), то тем очевиднее она приходит порой в диссонанс с актерским исполнением, в иных образах. В фильме заняты в основном театральные актеры Екатеринбурга. По сцене они знакомы, любимы, убедительны, но в условиях киноэстетики их театральность «чересчур», форте образа, созданного театральной многозначительностью, выбивается из пиано киноповествования. Не у всех. Как ни странно, убедительны актеры эпизодов — энкавэдэшники, партийная челядь на бюро обкома, одноклассники Риды. Сложнее с близкими Бажову людьми, у которых, естественно, присутствия «в кадре» больше (жена, дочь Рида, ее одноклассник Коля, учительница). Наверное, на сцене они были бы органичны, но крупный план в кино — другие нюансы.

Никто не скажет сегодня с точностью, каким был в общении сам Бажов. На фотографиях он — добродушный дедушка-сказитель, оживленно общающийся с детьми. Вряд ли. Думаю, в этом смысле правдивее не известные фото, сделанные для газеты, публичной демонстрации «счастливой жизни», а как раз немногословный образ из фильма «Бажов. Одолженное время». Внешнее сходство с Бажовым актера Леонида Платонова в абсолютной органике с его степенным, немногословным существованием (некоторые сцены поданы через его бессловесное присутствие на первом плане, через его восприятие). Слов мало — содержания много. Достоинства и силы. Главная тема фильма — время. Это слово не раз звучит в разных обстоятельствах. Оно внесено и в заголовок. «Одолженное время». Волею случая избегнув ареста, добровольно заключив себя на год в домашнюю самоизоляцию, Павел Петрович счастливо использовал этот год для создания «Малахитовой шкатулки». Но! Иной и пять лет просидит — не напишет. Значит, было из чего. Вот это «из чего» и создают на экране авторы фильма и исполнитель главной роли.

От актера Леонида Платонова — подтема, параллельная главной. Тема маленького большого человека. Интеллигентность, незаметность литератора Павла Бажова, наверное, тоже кому-то казалась слабостью. Во всяком случае так — свысока, с пренебрежением — ведут себя с ним чекисты. А он не сломался. Не сгинул. Не дают слова в газете — вернулся к своим заповедным словам, фольклорной картотеке. Молча. В уединении. С достоинством.

Значит, было к чему вернуться. На что обернуть отныне зашоренный цензурой и властью взгляд. А вот это уже от авторов фильма. Судьба одолжила писателю время. Но феноменальные сказы-мифы — создание самого Павла Петровича. Лейтмотив величайшей силы Слова возникает в фильме с двух ракурсов. Рядовой уральский журналист Бажов в жесточайших условиях прессинга, изоляции не только выжил, но родился как уникальный писатель благодаря чрезвычайному вниманию к слову, профессиональной взыскательности. Красноречивый эпизод — то ли сон, то ли греза, как Бажов с дочерью спасают в тоннеле, глубоко под землей, картотеку писателя с народной мифологией и терминами, что станет потом основой «Малахитовой шкатулки».

Но не менее выразителен в том же эпизоде и противоположный ракурс. Преследуя писателя с его картотекой (читай: творческим багажом и своеобразием), чекисты кричат: «Бей по словам! На поражение!». Символично. Разоблачительно для власть предержащих. Уничтожить человека — мало. Надо уничтожить писателя, его слово и смыслы.

«Бажов. Одолженное время» — не кинобиография. Скорее — киноэссе, наполненное символами. Один из них — школьница в толпе сверстниц-одноклассниц. В отличие от прочих она не пробегает мимо, а задерживается, обращает прямой взгляд в камеру. Один раз, другой. Словно немой вопрос из того времени к нашему. Другой красноречивый символ — фотография Ариадны Павловны, дочери писателя, в интерьере дома Бажовых. Как индикатор все той же правды в художественном повествовании. В событиях фильма — юная Рида, на фото — взрослая, мудрая женщина. Дочь… старше своего отца. Незаметная в обстановке дома в начале фильма, в финале фотография укрупняется и… художественное повествование становится документом. Ариадна Павловна говорит о своем первоначально настороженном отношении к идее фильма, о том, что в конце концов дала согласие на съемки и ждет выхода киноповествования об отце.

Она не дождалась. Ариадна Павловна Бажова ушла из жизни в возрасте 99 лет — за сорок дней до выхода фильма на экран. Но почему-то кажется: она была бы удовлетворена. Самим фактом родившегося фильма. Ведь осмысления требуют не только сказы, наполненные мифологией и поэтикой Урала, но и судьба писателя, преодолевшего своим творчеством испытания и скоротечность времени.

График показов фильма «Бажов. Одолженное время»
в Свердловской области:

  • 10 декабря
    15:00 – Полевской (Азов).
  • 11 декабря
    14:00 – Ирбит (ДК Костевича),
    18:00 – Ирбит (ДК Костевича).
  • 12 декабря
    18:00 – Березовский (Дворец молодежи).
  • 13 декабря
    11:00 – Н. Тагил (ДК «Юбилейный»),
    15:00 – Н. Тагил (к/т «Красногвардеец»).
  • 16 декабря
    15:00 – Сысерть (ДК Романенко),
    18:00 – Двуреченск (к/т «Киномир»).
  • 17 декабря
    14:00 – Камышлов (40-летка).
  • 18 декабря
    14:00 – Серов (к/т «Родина»),
    18:30 – Краснотурьинск (ДК «Металлург»).
  • 20 декабря
    13:00 – Махнево (КДЦ).

«ОГ» — информационный партнер фильма.

Ранее «Областная газета» писала о том, что Свердловский краеведческий музей открыл новое пространство выставкой к юбилею Павла Бажова.

Опубликовано в №278 (10089) от 10 декабря 2024 года.

Денис Паслер назвал самые инвестиционно привлекательные муниципалитеты Свердловской области

Губернатор Свердловской области Денис Паслер назвал самые инвестиционно привлекательные муниципалитеты региона по итогам 2025 года. Первое...

В Тавде прошел конкурс профессионального мастерства «Две звезды»

В Тавде подвели итоги конкурса профессионального мастерства «Две звезды» среди педагогов муниципалитета. Финал события собрал...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также