На сцене Екатеринбургского театра юного зрителя это уже третья постановка скандальной комедии «Горе от ума» Александра Грибоедова. Режиссер Анатолий Праудин смог интерпретировать знакомый всем текст так, что в нем, спустя столько лет, нашлись новые вопросы и смыслы, а столкновение традиций и современности обрело особую остроту.
Спектакль действительно получился непохожим на первоисточник. От Александра Грибоедова в нем остались узнаваемые имена и образы, но все сюжетные ходы смотрятся в постановке Анатолия Праудина по-иному. При этом режиссер играет не с текстом, а с движениями и подачей. Ритмичная музыка в такт диалогам, специфическая актерская пластика — все это завораживает, погружая зрителя в особый мир, где не сразу разобрать, над чем смеяться, а над чем думать.

Герои в реалиях сегодняшнего дня выглядят непривычно, чего только стоят современная одежда и обувь. На Лизаньке (Алеся Маас) вместе с формой прислуги модные черные ботинки, которые с удовольствием носит сейчас молодежь, у Молчалина в исполнении Ростислава Ганеева, из-под брюк вполне классического костюма видны яркие носки. Но не только одеждой выделяются герои Анатолия Праудина: новые грани раскрыты в их характерах, благодаря чему современному зрителю их проще понять. Это выслуживающийся осторожный Молчалин без принципов и верности, уставший Чацкий, в конце торжественно объявленный сумасшедшим, рафинированные юноши с леденцами на палочках, подчеркивающими их инфантильность. В этом мире важен не сам грех, а молва о нем — все персонажи, кроме Софьи и Чацкого, озабочены сохранением репутации больше, чем рефлексией над своими поступками.
Со второго акта зритель с частных характеров героев переключается на всеобщий гротеск. Гости на пиру не стесняются накидываться на еду, юные леди в изящных платьях опрокидывают стопку за стопкой, курят и ведут себя далеко не так, как принято в высшем обществе. Милые с виду взрослые дамы с удовольствием соблазняют молодых мальчиков. Весь пир превращается в театр абсурда, жестко и хлестко высмеивающий человеческие пороки.

Видеопроекции, использованные в постановке, очень удачно вплелись в минималистичные декорации Анатолия Шубина, позволив добавить объем и пространство. Бесконечно длинный стол во время пира, то и дело искривляющийся, будто от помех, и неэстетичные кадры разрывания мяса руками, показанные крупным планом, создают ощущение огромного пространства, некрасивого, даже отвратительного.
Поведение Софьи, блестяще сыгранной Екатериной Малых, забавляет заигрыванием с собственными чувствами. Молчалина она любит, Чацкого презирает, но все ее эмоции на грани. Софья здесь — девушка нервная и эпатажная, за ней хочется наблюдать, непонятно, что выкинет в следующую минуту. Стоит ли так доказывать человеку, к которому по ее же заверениям давно равнодушна, насколько он ничтожен в ее глазах? Или настолько демонстративно падать в обморок от новости, что так любимый ею Молчалин пострадал от лошади? Не для Чацкого ли, так вовремя оказавшегося рядом, это представление? Лизанька довольно далеко ушла от грибоедовского замысла — из прислуги, хоть и своенравной, превратилась чуть ли не в подругу Софьи, что и прикроет перед отцом, и отчитает, и на лучший вариант для замужества мимоходом намекнет.

Фамусов, в исполнении Олега Гетце, самый рассудительный из всех персонажей. Дочку за кого попало отдавать не хочет, на выходки Софьи реагирует здраво. И смех его не от невежества, а от понимания. Первое же его появление на сцене намекает зрителю, что он не такой наивный, каким его хочет видеть собственная дочь, и в случайность нахождения в ее покоях Молчалина не верит. Его ужимки и смех — следствие не глупости, а тонкого ума и издевки над происходящим.
«Горе от ума» Анатолия Праудина раскрывает философию о судьбе, любви и разочаровании и приглашает к размышлению о вечных, но столь актуальных вопросах, нас, зрителей.

Ранее «Областная газета» писала о том, что екатеринбургский ТЮЗ отметит юбилей гастролями ведущих театров страны и зарубежья.
Елена Волкова
Опубликовано в №59 (10166) от 21 марта 2025 года.