В российском трудовом законодательстве есть раздел, который гарантирует предоставление работающим женщинам оплачиваемого отпуска по беременности и родам. Как его оформить и какую сумму можно получить «ОГ» рассказала эксперт – юрист Светлана Перминова.
Отпуск по беременности и родам представляет собой оплачиваемый государством период, на который женщина освобождается от трудовых обязанностей, чтобы подготовиться к рождению ребенка и восстановиться после него. Многие называют это время декретом, хотя с юридической точки зрения в декретный отпуск также входит и последующий уход за ребенком.
КОМУ ПОЛОЖЕН ОТПУСК
- работающим по трудовому договору или служебному контракту женщинам;
- военнослужащим по контракту;
- работающим по гражданско-правовым договорам при условии, что за предшествующий год за них были уплачены взносы;
- индивидуальным предпринимателям при условии уплаты добровольных взносов в СФР;
- трудившимся у работодателя, который ликвидировался/прекратил свою деятельность – в течение 12 месяцев после увольнения.
СКОЛЬКО ДЛИТСЯ ОТПУСК
- 140 дней – при обычной одноплодной беременности;
- 156 дней – при осложненных родах;
- 194 дня – при многоплодной беременности.
Для оформления отпуска женщине необходимо получить листок временной нетрудоспособности (электронный больничный) в медицинском учреждении. Сформировать этот документ могут врач акушер-гинеколог, врач общей практики или фельдшер. Выдача листка производится на сроке 30 недель при обычной беременности и на сроке 28 недель при многоплодной беременности.
«Вместе с электронным больничным женщина должна предоставить работодателю заявление о предоставлении отпуска по беременности и родам. Иначе отпуск и пособие назначены не будут», – объяснила «ОГ» Светлана Перминова.
Следующий шаг – подача заявления на выплату пособия. Сделать это можно, обратившись в региональное отделение СФР, МФЦ или через Госуслуги.
РАЗМЕР ВЫПЛАТЫ
Минимальный размер пособия привязан к актуальному МРОТ. Для расчета берется показатель 100% среднего заработка за два предыдущих календарных года, делится на число дней в этом периоде и умножается на длительность отпуска по беременности и родам. Рассчитать сумму своего пособия можно на сайте СФР, отметила юрист в своем канале в Max.
В 2026 году при обычной беременности минимальная выплата составляет 124 702 рубля. Для родов с осложнениями – 138 953 рубля. При многоплодной беременности – 172 801 рубль.
Максимальный размер пособия при нормальном течении беременности составляет 955 836 рублей. Для родов с осложнениями – 1 065 074 рублей. При многоплодной беременности – 1 324 515 рублей. В 2027 году, по сообщениям Минтруда РФ, суммы будут увеличены.
Ранее «Областная газета» писала о том, что увеличится маткапитал на второго ребенка.
