От метеорита до нанотехнологий: ученые УрФУ представили свои научные разработки по физике и химии

Их разработки уже прошли испытания

В преддверии Дня науки ученые Уральского федерального университета (УрФУ) презентовали свои новейшие разработки в областях химии и физике. Журналисты «ОГ» Анастасия Лютикова и Павел Ворожцов побывали в научно-образовательном и инновационном центре химико-фармацевтических технологий УрФУ, в научной лаборатории Extra Terra Consortium и в научно-образовательном центре «Наноматериалы и нанотехнологии» УрФУ и убедились в том, что аналогов созданному в свердловском вузе оборудованию в мире нет.

В научно-образовательном и инновационном центре химико-фармацевтических технологий университета разработана портативная диагностическая система для быстрого определения вирусных заболеваний у человека в бытовых условиях. В основе этого устройства лежат не биологические, а химические рецепторы, что, по предположению ученых, позволит системе быть дешевле аналогов.

— Наш научный коллектив разработал уникальную портативную диагностическую платформу для экспресс-определения природы возбудителя инфекционного заболевания — вирусной (грипп, корь, коксаки и др.). Такое устройство позволит сотрудникам медицинских учреждений ставить быстрый первоначальный диагноз, а пациентам не тратить лишнее время на проведение дополнительных анализов. Особенностью разработки является ее химическая основа — способность оригинальных органических молекул избирательно взаимодействовать с вирусными белками и некоторыми антибиотиками. Данный принцип действия обеспечивает устройству высокую стабильность, а также является оригинальным — подобных в мире нет, — рассказала директор научно-образовательного и инновационного центра химико-фармацевтических технологий УрФУ Алиса Козицина.

Сегодня разработка уже прошла испытания. Осенью 2024 года ожидается первый образец для промышленного производства.

А в лаборатории Extra Terra Consortium специалисты УрФУ нашли богатые кремнеземом компоненты в углистом метеорите возрастом около 4,5 миллиарда лет, упавшем на Землю в 1937 году. Ранее в подобных метеоритах такие вкрапления не находились. Включения, обогащенные кремнеземным компонентом, находили лишь в обыкновенных хондритах.

Фото: Павел Ворожцов

Метеорит Каинсаз, в котором ученые обнаружили находку, относится к группе углистых хондритов типа СО. Это крайне редкая группа метеоритов. Сейчас в мире всего шесть метеоритов типа СО3, которые были подобраны вскоре после падения, и лишь в Каинсазе нашли богатые кремнеземом компоненты.

В научно-образовательном центре «Наноматериалы и нанотехнологии» интересной разработкой выпускников и сотрудников вуза стала модернизированная версия биометрического устройства для сканирования вен ладоней. Теперь сканер может распознавать рисунок вен как на влажных или грязных руках, в медицинских перчатках, так и на ладонях с порезами, ожогами, мозолями и пластырями. Это разработка выпускников УГТУ-УПИ и специалистов УрФУ. Компания BioSmart выступила разработчиком идеи, программного обеспечения и комплектующих. Устройство уже купили более 5 000 заказчиков из 20 стран. Решение запатентовано в России.

Сегодня в научно-образовательном центре «Наноматериалы и нанотехнологии» УрФУ идет работа над созданием материалов для мемристорной памяти. Подобные носители информации смогут работать быстрее и сохранять большой объем данных. В перспективе из этих материалов можно создавать миниатюрные носители огромных объемов информации или использовать их для создания нейросетей.

Ранее «Областная газета» писала о том, что УрФУ получил более 500 миллионов рублей по программе «Приоритет-2030» на исследования

Опубликовано в № 26 (9837) от 8 февраля 2024 года.

Евгений Куйвашев отметил совместную работу свердловских властей и полиции по обеспечению общественной безопасности