В редакции «Областной газеты» за ходом третьего дня голосования продолжают следить директор Центра общественных связей Президентской академии на Урале и политический эксперт Илья Горфинкель и главный редактор «ОГ» Александр Лакедемонский. Ближе к его завершению они обратили внимание на отсутствие сообщений о серьезных нарушениях процедуры волеизъявления.
А.Л. — Не так много времени остается до закрытия участков — а мы так и не видим сообщений о грубых нарушениях избирательного законодательства. Вот то ли дело раньше: подвозили, подкупали, наливали. Крутили «карусели». Что изменилось? Выросла общая политическая культура?
И.Г. — И это, безусловно. Вспомните, кто у нас ходил во власть 20-30 лет назад. Мандат был нужен как защита, в том числе от уголовного наказания. Время было другое, и правила это позволяли. В нынешних условиях участникам выборов всё это не нужно. Часть из них работает на победу, часть — на другие цели, скажем, на раскрутку перед выборами в Государственную думу. Ущерб от совершенных нарушений для кандидатов значительно превысит возможные выгоды.
Второй фактор — распространение дистанционного голосования, о чем мы говорили. ДЭГ исключает многие классические технологии нарушения законодательства. В нем не устроить подвоз избирателей или раздачу подарков, как это было начиная с 1990‑х годов. В самом деле, ну как это сделать, по домам ходить? Поэтому нарушений становится гораздо меньше. Дистанционка исключает очень многие из них по своей физической природе.
А.Л. — Раз уж мы вернулись к теме ДЭГ: у части общества есть четкое убеждение, что там можно что-то «подрисовать». И это тоже одна из причин недоверия избирателей к удаленным формам голосования.
И.Г. — Во-первых, практика показывает, что люди как раз доверяют ДЭГ. Если бы не доверяли — не выбирали бы этот способ. Во-вторых, насколько я знаю, в нем применяется технология блокчейна, которая используется, например, при эмиссии криптовалют. И как-то криптовалюты никто не рисует почему-то. Их просто так не нарисуешь. Так же и здесь.