«В чем сила, брат?»: в чем секрет Алексея Балабанова и Сергея Бодрова — культовых фигур постсоветской эпохи

20 лет назад в фильме свердловского режиссёра главный герой задал вопрос, сохраняющий актуальность и в настоящее время

В этом году культовому фильму Алексея Балабанова «Брат» — 20 лет. Ровно 15 лет назад главная звезда этого фильма, самый узнаваемый на тот момент актёр Сергей Бодров-младший пропал без вести после схода ледника в Кармадонском ущелье. «Брат» на тот момент ещё не был культовым фильмом, а Бодров не был назван героем нашего времени. Сейчас это кино знает и смотрел едва ли не каждый живущий в нашей стране, а молодые кинематографисты всё чаще обращаются к творчеству уральца Алексея Балабанова.

Время пришло

Балабанова не стало в 2013 году. Был ли он на тот момент культовым российским режиссёром? Сложно сказать. Его сильно ругали за «Груз 200», не все принимали «Кочегара» и «Я тоже хочу». После смерти, как это часто бывает, на творчество Балабанова начали смотреть по-новому. «И особенно ценятся мёртвые люди. Вспоминают о каждом из них, как о чуде», — написал в 1965-м Евгений Долматовский. Вот и про Балабанова после смерти сразу стали говорить. Говорить много и хорошо. Но ещё при жизни, пожалуй, всем без исключения нравился один его фильм — «Брат».

В этом году исполнилось ровно 20 лет с момента выхода картины — впервые она была показана на «Кинотавре» и завоевала главный приз. Но и сейчас своей актуальности она не потеряла. Скорее, наоборот, всё больше молодых (и немолодых) людей обращаются к фильму и к его герою — Даниле Багрову. В нём видят главного героя постсоветского кино, пытаются переосмыслить и понять вновь. В 1997-м те, кому сейчас 25–30 лет, не могли оценить ни режиссёра, ни фильма, но — время пришло.

Вот и на открытом фестивале документального кино «Россия», проходящем в эти дни в
Свердловской области, показали фильм ученицы Сергея Мирошниченко — Дарьи Иванковой — «Алексей Октябринович», посвящённый свердловчанину Алексею Балабанову.

Для студентки ВГИКа Дарьи Иванковой этот режиссёр такой же супергерой, как и Данила Багров.

Важный момент в её фильме — перекличка двух интервью: 1997 года на «Кинотавре» и 2013-го в Питере. Это два разных человека. Балабанов 1997 года настоящий «живчик», в 2013-м — мрачный, тяжёлый человек. На «Кинотавре» он ещё не знает, что снял по-настоящему народный фильм. И, наверное, не задумывается о том, что показал героя нашего времени.

«Успех Бодрова в том, что он не профессионал», — замечает с экрана Алексей Октябринович про Сергея Бодрова-младшего. Затем добавляет — «Он мой лучший актёр».

«Брат» рождался чуть ли не как необходимость. Сам Балабанов с экрана добавляет, что даже слово и понятие «брат» на тот момент совершенно потеряло сакральный смысл. «На улице слышишь: «Пойдём, брат» или «Отойди, отец». В картине нужен был персонаж, в которого и которому верили бы понастоящему. Там Данила вовсе не супергерой — он обычный русский парень. Одинокий парень на сломе эпох, не понимающий, что вокруг происходит и в чём правда.

Это незаметно, но Данила Багров и его создатель — Алексей Балабанов — чем-то похожи. Если не в поиске правды, то в поиске счастья. Эта фраза прозвучит уже в другом фильме — последнем — «Я тоже хочу», где Балабанов сыграет одну из ролей. «Я вот счастья хочу», — говорит его герой на «колокольне счастья» и падает замертво.

Кажется, Бодров-младший и Алексей Балабанов были связаны судьбой.

В документальном фильме об Алексее Балабанове вспоминает друг, оператор его картин Сергей Астахов.

— После трагедии в Кармадонском ущелье Лёша с октября по январь просто молчал. Два года он не снимал кино. Он так и не смог отойти от гибели Сергея. «Я должен был там умереть с ним. Должен был», — говорил он мне потом.

Алексей Балабанов смог создать героя нашего времени. Тысячи хотели быть похожими на Данилу. Другие тысячи, а может, и миллионы его молча понимали. Он оказался для каждого тем самым братом, который придёт и поможет.

Жизнь после смерти

Сергей Бодров (слева) и Алексей Балабанов в работе
над «Братом». Фото: кадр из фильма «Алексей Октябринович», режиссер Дарья Иванкова

— Дарья, мы сначала подумали, дебютная работа — и сразу кино об Алексее Балабанове — довольно смело. Но когда узнали, что вы родом из Екатеринбурга, всё встало на свои места.

— Да, я училась в УрГУ. И как многие с Урала, люблю Балабанова, горжусь, что мы с ним земляки. Я проходила практику на съёмке художественного фильма, где его жена Надежда была художником по костюмам. Мы с ней разговорились, начали общаться. Мне захотелось сделать фильм про Алексея Балабанова. Надя сказала, что обычно интервью не даёт, но студентам отказать не может.

— Всегда есть опасность сделать о личности подобного масштаба так называемое «мемориальное кино». Вам удалось от этого уйти…

— Спасибо за такую оценку, хотя сама считаю, что до конца уйти от этого не получилось — здесь есть кадры с «Балабановских чтений», кадры с открытия мемориальной доски Алексею Октябриновичу. Такая жизнь после смерти. Я попыталась уйти от стереотипного мнения, которое сложилось о Балабанове. Он был человеком, который не может жить без кино, который должен всё время снимать. Хотелось показать, каким он был, каким стал потом, опустив по максимуму момент смерти.

— Тем не менее тема жизни и смерти прослеживается
очень сильно, как и тема памяти.

— Да, я хотела обязательно процитировать его дневники, потому что они тоже разрушают какое-то представление об Алексее Балабанове. Человек в 24 года, в армии, сидит на дебаркадере и пишет, о чём он переживал, о чём думал в то время — что такое любовь, об обмене телами и так далее — эти дневники открыли его для меня с другой стороны.

— Не кажется ли вам, что в последнее время происходит процесс переосмысления творчества Алексея Балабанова?

— На мой взгляд, нет никакого переосмысления. В томто и дело. Для меня он главный российский режиссёр — пройдёт время, и люди поймут, каким он был явлением не только в кино, но и в культуре в целом. На вопрос, как мы жили в 90-х годах, ответят именно его картины. На Урале для нас Балабанов, конечно, знаковая фигура, но, к примеру, я сейчас приехала из Самары, и там люди моего поколения не знают этого режиссёра…

— В вашей картине много Сергея Бодрова-младшего. Кадры из фильмов, фото со съёмочной площадки, где Балабанов вместе Сергеем, акцент сделан и на трагедии в Кармадонском ущелье…

— Я просто сама очень люблю Бодрова, и если бы была возможность, то сделала бы кино о нём. Поэтому данный фильм — это и моя дань уважения и любви к Сергею Бодрову. Много в картине цитирований из «Брата». Изначально их было меньше, но мой мастер сказал, что не всем сегодня уже понятно, почему это культовый фильм, поэтому нужно добавить больше кадров.

— Как ваш мастер — Сергей Мирошниченко — относится к Алексею Балабанову?

— Сергей Валентинович долгое время работал в Екатеринбурге, и когда я сказала ему, какой фильм хочу снимать, он одобрил, сказал: «Он же мне тоже — брат», так что давай, делай.

Наталья Шадрина, Петр Кабанов

Свердловские дороги от последствий снегопада очищали 394 единицы техники

По информации Управления автомобильных дорог региона, на автодороги выведено 278 комбинированных дорожных машин, 34 автомобиля с отвалом, 42 автогрейдера,...

День образования профсоюзного движения в Свердловской области. Графическая история Максима Смагина

1 февраля – День образования профсоюзного движения в Свердловской области. Этот праздник отмечают почти 500 тысяч...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также