В трех залах масштабной выставки, приуроченной к 90-летию Пакта Рериха и 100-летию Центрально-Азиатской экспедиции, — около 200 экспонатов из собрания Международного центра Рерихов (Москва). Живопись. Скульптура. Личные вещи. Будь то знаменитое огненное полотно «Гессер-хан» или патефон, сопровождавший Рерихов в экспедиции, каждый экспонат — отдельный роман. Но это — для пытливого. Именно к ним обращался когда-то Николай Рерих: «Не говори: «Не знаю», но скажи: «Еще не успел узнать».
Именно пытливый зайдет на выставку и… зависнет здесь часа на два-три. Потому что если Рериха-художника, написавшего около 7 000 полотен, мы еще хоть немного представляем, то Рерих-путешественник и мыслитель нам почти не знаком. А Урал — то место, где стыдно этого не знать.

«Философское наследие художника способствует тому, что два типа культур не разъединяются, а соединяются. В этом причина живого интереса к творчеству Николая Рериха именно уральцев, потому что стык Европы и Азии для нас тоже — не граница, а мост, соединяющий два мира», — подчеркнула на открытии первый заместитель министра культуры Свердловской области Юлия Прыткова.
Величайшее достоинство «Мира Рерихов» — подлинность экспонатов. Представленные картины — оригиналы. Документы и фотографии — подлинники. Предметы декоративно-прикладного искусства Востока и Центральной Азии — из коллекций, которые собирали Николай Константинович с женой в экспедициях. Книги, походное седло, компас — вещи, с которыми Рерихи прошли сложнейший экспедиционный маршрут по высокогорным перевалам Гималаев и Каракорума, Горного Алтая, монгольской пустыне Гоби, Тибетскому нагорью.

«Он с 14 лет занимался археологическими раскопками, делал описания — то есть с юности очень всерьез относился к делу своей жизни, — представил экспозицию и ее героя Александр Стеценко, вице-президент Международного центра Рерихов. — Благодаря ему сохранились, восстановлены росписи древнего Пскова, Ярославля, Великого Новгорода. А Пакт Рериха, 90-летие которого мы отмечаем, заложил основы юридической защиты культурного наследия. Мы показывали эту выставку и в ООН, и там к ней был повышенный интерес. Человеческий — к личности Николая Константиновича: он сам при жизни собрал три тома (!) своих дневников, но вышли они только в 1990-х. И интерес политический — конечно же. Россия сейчас обратила свой взор на Азию, а Рерих уже писал о предначертанности этого пути.

Европоцентризм (его слово) называл ошибкой еще в 1930-х, зато заложил основы дружбы русских и индийцев: Джавахарлал Неру и его дочь Индира Ганди, два величайших политика, приезжали к Рерихам пообщаться, обменяться взглядами на мир и общество. И как не вспомнить фразу Николая Рериха, надолго отлученного от родины, из его знаменитой „Живой этики“: „В новую Россию моя первая весть“. Время пришло…»
«ОГ» уточнила у организаторов, что значит «время пришло» в отношении Рериха, почему так возрос интерес к нему, и услышала о фестивале «Держава Рерихов» в Индии, Китае, Болгарии, Германии. В России в одном только Владивостоке картины Рериха выставили девять музеев!
«И это единственный человек, о котором в серии „ЖЗЛ“ в разное время вышли три книги трех разных авторов, — ответила на вопрос „ОГ“ Наталья Черкашина, директор Музея имени Н. К. Рериха (Москва). — Люди пытаются понять этого незаурядного человека, следуют его учению. Для уральцев выставка — шанс приобщиться через реальные значимые подробности. Например, среди предметов одежды Николая Константиновича — тибетско-монгольский халат с символами, которые наносятся на одежду только самых высоких лам (в одежде сына, Юрия Николаевича, таких символов уже нет). В Индии Рериха называли „риши“ или „махариши“, в переводе с санскрита — „великий провидец“…»

Уже от себя — предложение: загляните в Википедию «к Рериху». В строке «род деятельности» у него — 19 (!) профессий: от философа, историка, археолога до… поэта и сценографа. Он знал многих представителей Серебряного века, создал очерки о них. Балет «Весна священная» появился в Дягилевских сезонах с его подачи и по его эскизам. Разве не любопытно?! Второй зал выставки представляет образ Заповедной страны, легендарной Шамбалы — по Рериху. Центральную часть, на фоне картин художника, занимают «Вестники космической эволюции» — скульптурные изображения людей, которые творили и творят духовную историю планеты. Здесь Блок, Эйнштейн, Уланова… Титаны духа.

Что касается «великого провидца» — это не фигура речи почитателей Рериха. Если знаковый «Гессер-хан» в огненно-красном колорите был написан в 1941-м, то «Богатыри проснулись» и «Армагеддон» — еще раньше, накануне Второй мировой. Как предупреждение. И Пакт Рериха, подписанный в 1935-м в Вашингтоне представителями 21 государства, стал первым в истории международным договором о безусловной защите культурного наследия, закрепил приоритет культуры над военной необходимостью. Инициатива Рериха тоже — предвидение.
«Символом Пакта стало Знамя мира — „на белом фоне в круге три соединенные амарантовые сферы“, означающие, по мысли Рериха, триединство важнейших понятий эволюции: прошлого, настоящего и будущего; человека, планеты и космоса; искусства, науки и религии, — поясняет Алексей Макаров, академик РАН, доктор технических наук, научный сотрудник УрО РАН. — Знамя мира, его „восхождения“ на высочайшие вершины мира и в космос — это третий зал экспозиции. Для уральцев он вдвойне особенный: на Эверест знамя поднимали уральские альпинисты Валерий Першин и Евгений Виноградский…»
В 1990-м, с февраля по август, Знамя мира находилось на борту орбитального пилотируемого комплекса «Мир», было вынесено в открытый космос, где находилось 9 суток и совершило 144 витка вокруг Земли! На знамени, что представлено в «Главном проспекте», можно увидеть подписи космонавтов и бортовые печати. На открытии выставки закономерно возник вопрос: почему именно космонавты и альпинисты так по-особому ценили Рериха?

Кто-то говорит: таких живописных красок, как у художника Рериха, в жизни не бывает. Но космонавты утверждают: из космоса Земля — именно в такой, фантастической палитре. Что же касается альпинистов, то они, поднимавшиеся на Эверест, как никто знают: когда покоряешь такие высоты и с них видишь Землю, понимаешь — как надо все это ценить…
Ранее «Областная газета» писала о том, что Президентский фонд культурных инициатив поддержал второй сезон телепроекта о свердловских музеях.
