кандидат юридических наук, доцент кафедры международного и европейского права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
По-прежнему возникает множество вопросов у рядовых граждан и даже среди профессиональных юристов о том, каков статус постановлений Европейского Суда по правам человека в правовой системе России.
Членство России в Совете Европы продолжалось с 28 февраля 1996 года до 16 марта 2022 года. Обязательное условие участия в организации — принятие государством обязательств по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Именно на основании этой Конвенции и с целью обеспечения ее соблюдения функционирует Европейский Суд по правам человека в г. Страсбурге. Россия была участников Конвенции с 5 мая 1998 года до 16 марта 2022 года, что давало возможность гражданам оспаривать действия российских властей в Суде1.
Членство России, а следом за ним и участие в Конвенции и Суде прекращено 16 марта 2022 года. В соответствии с федеральными законами 180-ФЗ2 и 183-ФЗ3 от 7 июня 2022 года, постановления Европейского Суда по правам человека, вынесенные с 16 марта 2022 года, не подлежат исполнению Российской Федерацией. Это значит, что исполнить постановление Суда по российским делам можно только в том случае, если оно вынесено до 15 марта 2022 года включительно. Причем присужденную компенсацию по таким постановлениям можно было получить только до 1 января 2023 года.
Европейский Суд по правам человека продолжает принимать жалобы по российским делам, связанным с заявленными нарушениями Европейской конвенции, имевшими место до 16 сентября 2022 года4. Принимая в расчет процессуальные сроки и процедурные особенности, некоторые из таких дел могут доходить до Суда и в течение нескольких ближайших лет, а, учитывая сроки рассмотрения дел Судом, некоторые из таких жалоб по событиям до 16 сентября 2022 года могут рассматриваться и в начале следующего десятилетия. Однако важно понимать, что в соответствии с указанными федеральными законами любые постановления Европейского Суда, вынесенные с 16 марта 2022 года, исполнению в России не подлежат.
Все же доступ к Европейскому Суду по правам человека сохраняется для российских граждан по жалобам против любых других государств, кроме России, участвующих в работе Европейского Суда. Сегодня таких стран 46 — и кроме европейских государств (за исключением Республики Беларусь и теперь России), это еще и некоторые государства азиатского региона (Азербайджан, Армения, Турция).
Несмотря на прекращение участия России в Европейском Суде, Суд продолжает работу и остается частью системы международного права. Суд по-прежнему толкует Европейскую конвенцию по правам человека и тем самым участвует в установлении содержания так называемых международных стандартов по правам человека. Конечно, далеко не все решения Суда могут претендовать на универсальное признание и всеобщую поддержку, однако по многим базовым принципам, касающимся, например, личной неприкосновенности, запрета пыток и рабства, права на жизнь, защиты собственности, практика Суда может быть принята в расчет другими международными органами в области защиты прав человека. Среди последних договорные органы ООН (всего десять), компетенцию четырех из которых на рассмотрение индивидуальных сообщений о нарушении прав признает Россия. Так, в таких случаях российские граждане могут отстаивать свои интересы в Комитете по правам человека (орган по гражданским и политическим правам), Комитете против пыток, Комитете против расовой дискриминации и Комитете против дискриминации в отношении женщин5. Россия также активно вовлечена в работу Совета по правам человека в ООН, в системе которого есть механизмы, доступные индивидуальным заявителям6.
В России действуют положения отечественной Конституции, ее главы первой и второй, гарантирующей права человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17) и допускающей прямое применение норм международного права российскими судами и российскими государственными органами (статья 15). При установлении содержания таких общепризнанных принципов и норм и международных договоров России в области прав человека практика Европейского Суда имеет значение. Но важно помнить, что в соответствии со статьей 79 Конституции в России невозможно исполнить решения международного органа, в том числе по правам человека, если такие решения противоречат конституционным положениям.
Таким образом, прямой доступ российских граждан к Европейскому Суду по правам человека сегодня существенно ограничен юридически, однако сохранены возможности косвенного влияния его практики на российскую правовую систему.
1 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302280017 (дата обращения 23.11.2023).
2 [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/124013-8 (дата обращения 23.11.2023).
3 [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/124020-8 (дата обращения 23.11.2023).
4 [Электронный ресурс]. URL: https://www.echr.coe.int/documents/d/echr/Resolution_ECHR_cessation_membership_Russia_CoE_ENG (дата обращения 23.11.2023).
5 [Электронный ресурс]. URL: https://unsdg.un.org/ru/2030-agenda/strengthening-international-human-rights/un-treaty-bodies (дата обращения 23.11.2023).
6 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/ru/hrbodies/hrc/home (дата обращения 23.11.2023).
Членство России в Совете Европы продолжалось с 28 февраля 1996 года до 16 марта 2022 года. Обязательное условие участия в организации — принятие государством обязательств по Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 года. Именно на основании этой Конвенции и с целью обеспечения ее соблюдения функционирует Европейский Суд по правам человека в г. Страсбурге. Россия была участников Конвенции с 5 мая 1998 года до 16 марта 2022 года, что давало возможность гражданам оспаривать действия российских властей в Суде1.
Членство России, а следом за ним и участие в Конвенции и Суде прекращено 16 марта 2022 года. В соответствии с федеральными законами 180-ФЗ2 и 183-ФЗ3 от 7 июня 2022 года, постановления Европейского Суда по правам человека, вынесенные с 16 марта 2022 года, не подлежат исполнению Российской Федерацией. Это значит, что исполнить постановление Суда по российским делам можно только в том случае, если оно вынесено до 15 марта 2022 года включительно. Причем присужденную компенсацию по таким постановлениям можно было получить только до 1 января 2023 года.
Европейский Суд по правам человека продолжает принимать жалобы по российским делам, связанным с заявленными нарушениями Европейской конвенции, имевшими место до 16 сентября 2022 года4. Принимая в расчет процессуальные сроки и процедурные особенности, некоторые из таких дел могут доходить до Суда и в течение нескольких ближайших лет, а, учитывая сроки рассмотрения дел Судом, некоторые из таких жалоб по событиям до 16 сентября 2022 года могут рассматриваться и в начале следующего десятилетия. Однако важно понимать, что в соответствии с указанными федеральными законами любые постановления Европейского Суда, вынесенные с 16 марта 2022 года, исполнению в России не подлежат.
Все же доступ к Европейскому Суду по правам человека сохраняется для российских граждан по жалобам против любых других государств, кроме России, участвующих в работе Европейского Суда. Сегодня таких стран 46 — и кроме европейских государств (за исключением Республики Беларусь и теперь России), это еще и некоторые государства азиатского региона (Азербайджан, Армения, Турция).
Несмотря на прекращение участия России в Европейском Суде, Суд продолжает работу и остается частью системы международного права. Суд по-прежнему толкует Европейскую конвенцию по правам человека и тем самым участвует в установлении содержания так называемых международных стандартов по правам человека. Конечно, далеко не все решения Суда могут претендовать на универсальное признание и всеобщую поддержку, однако по многим базовым принципам, касающимся, например, личной неприкосновенности, запрета пыток и рабства, права на жизнь, защиты собственности, практика Суда может быть принята в расчет другими международными органами в области защиты прав человека. Среди последних договорные органы ООН (всего десять), компетенцию четырех из которых на рассмотрение индивидуальных сообщений о нарушении прав признает Россия. Так, в таких случаях российские граждане могут отстаивать свои интересы в Комитете по правам человека (орган по гражданским и политическим правам), Комитете против пыток, Комитете против расовой дискриминации и Комитете против дискриминации в отношении женщин5. Россия также активно вовлечена в работу Совета по правам человека в ООН, в системе которого есть механизмы, доступные индивидуальным заявителям6.
В России действуют положения отечественной Конституции, ее главы первой и второй, гарантирующей права человека в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17) и допускающей прямое применение норм международного права российскими судами и российскими государственными органами (статья 15). При установлении содержания таких общепризнанных принципов и норм и международных договоров России в области прав человека практика Европейского Суда имеет значение. Но важно помнить, что в соответствии со статьей 79 Конституции в России невозможно исполнить решения международного органа, в том числе по правам человека, если такие решения противоречат конституционным положениям.
Таким образом, прямой доступ российских граждан к Европейскому Суду по правам человека сегодня существенно ограничен юридически, однако сохранены возможности косвенного влияния его практики на российскую правовую систему.
1 [Электронный ресурс]. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202302280017 (дата обращения 23.11.2023).
2 [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/124013-8 (дата обращения 23.11.2023).
3 [Электронный ресурс]. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/124020-8 (дата обращения 23.11.2023).
4 [Электронный ресурс]. URL: https://www.echr.coe.int/documents/d/echr/Resolution_ECHR_cessation_membership_Russia_CoE_ENG (дата обращения 23.11.2023).
5 [Электронный ресурс]. URL: https://unsdg.un.org/ru/2030-agenda/strengthening-international-human-rights/un-treaty-bodies (дата обращения 23.11.2023).
6 [Электронный ресурс]. URL: https://www.ohchr.org/ru/hrbodies/hrc/home (дата обращения 23.11.2023).