кандидат юридических наук, доцент кафедры информационного права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Стратегическое планирование государства в современный период основывается на признании публичных интересов в создании условий для развития информационного общества как общества знаний, в котором преобладающее значение для развития гражданина, экономики и государства имеют получение, сохранение, производство и распространение достоверной информации. Увеличение объемов оборота информации, использование прогрессивных цифровых технологий создали объективные предпосылки для цифровой трансформации всех сфер жизни общества, осуществление которой становится приоритетным направлением государственной информационной политики и определяет ее содержание.
Проходящая в общих тенденциях цифровой трансформации реализация государственной информационной политики Свердловской области в сфере формирования информационного общества строится на достижениях длительного периода массовой информатизации. Оценка его результатов приведена в Стратегии развития информационного общества в Свердловской области на период до 2035 года (далее — Стратегия), утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 28.06.2019 № 400-ПП, согласно которой Свердловская область входит в 20 наиболее развитых регионов Российской Федерации по развитию ИК-инфраструктуры и занимает лидирующее положение в Уральском федеральном округе.
Основными целями Стратегии в соответствии с приоритетами стратегического планирования являются формирование и развитие информационного общества на территории Свердловской области, совершенствование системы государственного управления через системное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, а также обеспечение свободного доступа граждан и организаций, органов власти и органов местного самоуправления к информации на всех этапах ее создания и распространения.
Современный этап модернизации ИК-инфраструктуры и развития информационного общества в регионе основан на использовании передовых прорывных цифровых технологий последнего поколения (большие данные, искусственный интеллект, облачные вычисления) и характеризуется такими факторами цифрового развития, как формирование единого информационного пространства в системе государственного управления, обработка больших массивов информации в цифровой форме, внедрение государственных информационных систем Свердловской области в экосистему цифрового взаимодействия государственного управления.
Во взаимодействии с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ уже осуществлено подключение Автоматизированной информационной системы (АИС) «Е-услуги. Образование», ИС «Охотуправление» к единым сервисам портала государственных и муниципальных услуг, проводится дальнейшая работа по созданию цифровых платформ и технологий для совершенствования межведомственного электронного документооборота и предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Существенным преимуществом Свердловской области с точки зрения условий для развития информационного общества является наличие мощного научно-образовательного комплекса и высокого уровня человеческого капитала.
Учитывая специфику экономического развития региона, на территории Свердловской области внедряется индустриальный интернет, основанный на концепции построения информационных и коммуникационных инфраструктур, за счет подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет промышленных устройств, оборудования, систем управления технологическими процессами и их интеграции между собой без участия человека. В перспективе применение новых цифровых промышленных технологий обеспечит переход на автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени в постоянном взаимодействии с внешней средой, а также выходящее за границы одного предприятия, с тенденцией объединения в глобальную единую промышленную сеть.
Расширение использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в бизнес-процессах организаций Свердловской области ускорит развитие и экспортные возможности ИКТ-сектора экономики Свердловской области, что, в свою очередь, способствует созданию среды для развития цифровой экономики региона.
Несмотря на определенные успехи в реализации обозначенных в тексте Стратегии технологических решений и мероприятий по формированию информационного общества, на сегодняшний день важнейшей задачей для развития инновационного информационно-технологического пространства на территории Свердловской области является определение и устранение законодательных барьеров.
В тексте Стратегии отмечается, что на первых этапах ее реализации необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, стимулирующие внедрение цифровых решений во всех сферах социально-экономической деятельности, поддерживающей появление и рост ИКТ-компаний, а также регламентирующие доступ граждан и организаций к данным государственных информационных систем.
В целом реализация комплекса мероприятий, предусмотренных в Стратегии, призвана обеспечить высокий уровень доступности граждан и организаций к современным ИКТ и информации за счет развитой ИК-инфраструктуры региона, обеспечивающей информационную безопасность государства, граждан и субъектов хозяйственной деятельности, а обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере способствует устойчивому развитию региона.
Проходящая в общих тенденциях цифровой трансформации реализация государственной информационной политики Свердловской области в сфере формирования информационного общества строится на достижениях длительного периода массовой информатизации. Оценка его результатов приведена в Стратегии развития информационного общества в Свердловской области на период до 2035 года (далее — Стратегия), утвержденной Постановлением Правительства Свердловской области от 28.06.2019 № 400-ПП, согласно которой Свердловская область входит в 20 наиболее развитых регионов Российской Федерации по развитию ИК-инфраструктуры и занимает лидирующее положение в Уральском федеральном округе.
Основными целями Стратегии в соответствии с приоритетами стратегического планирования являются формирование и развитие информационного общества на территории Свердловской области, совершенствование системы государственного управления через системное внедрение информационных и телекоммуникационных технологий, а также обеспечение свободного доступа граждан и организаций, органов власти и органов местного самоуправления к информации на всех этапах ее создания и распространения.
Современный этап модернизации ИК-инфраструктуры и развития информационного общества в регионе основан на использовании передовых прорывных цифровых технологий последнего поколения (большие данные, искусственный интеллект, облачные вычисления) и характеризуется такими факторами цифрового развития, как формирование единого информационного пространства в системе государственного управления, обработка больших массивов информации в цифровой форме, внедрение государственных информационных систем Свердловской области в экосистему цифрового взаимодействия государственного управления.
Во взаимодействии с Министерством цифрового развития, связи и массовых коммуникаций РФ уже осуществлено подключение Автоматизированной информационной системы (АИС) «Е-услуги. Образование», ИС «Охотуправление» к единым сервисам портала государственных и муниципальных услуг, проводится дальнейшая работа по созданию цифровых платформ и технологий для совершенствования межведомственного электронного документооборота и предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме.
Существенным преимуществом Свердловской области с точки зрения условий для развития информационного общества является наличие мощного научно-образовательного комплекса и высокого уровня человеческого капитала.
Учитывая специфику экономического развития региона, на территории Свердловской области внедряется индустриальный интернет, основанный на концепции построения информационных и коммуникационных инфраструктур, за счет подключения к информационно-телекоммуникационной сети Интернет промышленных устройств, оборудования, систем управления технологическими процессами и их интеграции между собой без участия человека. В перспективе применение новых цифровых промышленных технологий обеспечит переход на автоматизированное цифровое производство, управляемое интеллектуальными системами в режиме реального времени в постоянном взаимодействии с внешней средой, а также выходящее за границы одного предприятия, с тенденцией объединения в глобальную единую промышленную сеть.
Расширение использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в бизнес-процессах организаций Свердловской области ускорит развитие и экспортные возможности ИКТ-сектора экономики Свердловской области, что, в свою очередь, способствует созданию среды для развития цифровой экономики региона.
Несмотря на определенные успехи в реализации обозначенных в тексте Стратегии технологических решений и мероприятий по формированию информационного общества, на сегодняшний день важнейшей задачей для развития инновационного информационно-технологического пространства на территории Свердловской области является определение и устранение законодательных барьеров.
В тексте Стратегии отмечается, что на первых этапах ее реализации необходимо разработать и принять нормативные правовые акты, стимулирующие внедрение цифровых решений во всех сферах социально-экономической деятельности, поддерживающей появление и рост ИКТ-компаний, а также регламентирующие доступ граждан и организаций к данным государственных информационных систем.
В целом реализация комплекса мероприятий, предусмотренных в Стратегии, призвана обеспечить высокий уровень доступности граждан и организаций к современным ИКТ и информации за счет развитой ИК-инфраструктуры региона, обеспечивающей информационную безопасность государства, граждан и субъектов хозяйственной деятельности, а обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере способствует устойчивому развитию региона.