Удобный, уникальный, уральский: мотоцикл «Урал» — подарок викторины «Опорный край» — какой он?

Список именитых обладателей «Урала» — мягко говоря — впечатляет: Владимир Путин, Брэд Питт, Эван Макгрегор

Приближается начало познавательной викторины «Опорный край», каждый участник которой получит новые знания о родном регионе и памятную медаль, а особо удачливые — один из ценных подарков, которые приготовили организаторы. Среди них — 20 легендарных уральских мотоциклов, которые сейчас собирают на заводе в Ирбите. Корреспонденты «ОГ» Максим Начинов и Борис Ярков съездили на предприятие и детально ознакомились с техническими характеристиками и историей мотоцикла.

Пасмурный полдень в мотоциклетной столице России (неофициальный титул Ирбита с 1941 года, когда сюда эвакуировали Московский мотоциклетный завод). Идут последние дни оттепели, и у Дворца культуры им. Костевича прогуливаются горожане. Уже здесь нас встречает легендарный уральский мотоцикл, правда пока что только на мозаике на стене ДК — работе Геннадия Мосина и Миши Брусиловского. Мотоцикл мускулистыми руками держит заводчанин, а на фоне полыхает заря. Сильно, ярко, экспрессивно — все в духе Мосина и Брусиловского.

Отсюда мы едем прямиком на завод. Проехав около километра по промзоне, добираемся до главного цеха. Нас запускают через задний вход в покрасочную, оттуда в сборочную — просторное помещение с холодным светом. В середине проход, а по бокам — мотоциклы в разной степени собранности и в разной расцветке: кирпично-красный, белый, ярко-красный и, наконец, черный матовый с символикой викторины «Опорный край». Именно такие сейчас собирают в цеху.

Мозаика на стене Дворца культуры имени Костевича — работа известных уральских художников Геннадия Мосина и Миши Брусиловского. Фото: Борис Ярков

Из рассказов исполнительного директора предприятия Владимира Курмачева становится понятно, что сегодня «Урал» — это довольно нишевый продукт. Каждый мотоцикл делается на заказ (причем меняются не только цвет и комплектация, но и тип двигателя: в разных странах разные требования), а список именитых обладателей «Урала» — мягко говоря — впечатляет: Владимир Путин, Брэд Питт, Эван Макгрегор. И это лишь немногие из тех, кто согласился на разглашение своих имен.

Каждый год в конструкцию мотоцикла вносятся изменения. В этом году на предприятии внедрили новые решения, которые позволили снизить расход топлива и упростить запуск двигателя.

— Мы изучаем мировой опыт, смотрим на других производителей, как они реализуют свои идеи, что-то дорабатываем. Но в последнее время все чаще появляются просьбы не менять дизайн, чтобы мотоцикл был узнаваем, — говорит главный конструктор Ирбитского мотоциклетного завода Дмитрий Кукарских.

Один из «Уралов» лимитированной серии собирали прямо во время пресс-тура. Фото: Борис Ярков

У лимитированной серии «Уралов» для участников викторины тоже будет привычный дизайн: коляска, два длинных зеркала, передняя фара, похожая на большой электрический глаз. Единственное отличие — не совсем традиционный цвет. Матовый черный не пользуется высоким спросом у покупателей, но именно этот цвет полюбился свердловчанам, принимавшим участие в голосовании на сайте викторины.

— А Вы какой цвет выбрали? — спрашиваю у стоящего рядом президента Уральской торгово-промышленной палаты Андрея Беседина.

— Я выбрал посветлее: кирпично-красный, — отвечает он. — Он, кстати, занял второе место в итоге.

По его словам, идея подарить мотоцикл появилась в связи с желанием организаторов включить в подарочный фонд что-то, связанное с промышленностью — основой свердловской экономики. На ум сразу же пришла металлургия, но что обычному человеку делать с пачкой арматуры или с горстью медного купороса? Поэтому выбор пал на мотоцикл — удобное средство передвижения с хорошей проходимостью.

— Идея в том, чтобы сделать год 90-летия Свердловской области по-настоящему праздничным, ярким, заметным, запоминающимся, в том числе с привязкой к изучению истории родного края. Когда мы объявили возможные ценные подарки, больше всего вопросов и ожиданий было связано именно с мотоциклом. И это не удивительно, это очень востребованный продукт, не только у нас, но и по всему миру, — отметил Андрей Беседин.

Об этом же говорит глава Ирбита Николай Юдин, с гордостью за родной город отмечая достоинства мотоцикла.

— Ирбит будет оставаться мотоциклетной столицей России до тех, пока у нас в городе работает мотоциклетный завод, пока проводится мотокросс на мотоциклах с колясками. Хочу напомнить, что Ирбитский мотоциклетный завод — единственный в мире производитель тяжелых мотоциклов с коляской. Это один из брендов Ирбита и Свердловской области, — напоминает Николай Юдин.

Свердловчане, принимавшие участие в голосовании на сайте викторины, сами выбрали цвет подарочного «Урала» — матовый черный. Фото: Борис Ярков

Пока мы донимаем работников завода техническими вопросами, в цех заходит гонщик и депутат Законодательного Собрания Свердловской области Сергей Карякин. Его появлению рады все. Не только потому, что мы ждали его больше часа, но и потому что с мотоциклами его многое связывает (хотя наибольшую славу ему принесли гонки на другом виде транспорта — квадроциклах). Он садится на мотоцикл и знакомится с новой для себя техникой: на «Урале» он, как признается, еще не ездил.

— Сразу вспоминается, как мы с отцом ездили за грибами на мотоцикле, — ностальгирует гонщик.

Он делает несколько кругов по цеху. У мотоцикла есть задний ход, поэтому в случае чего можно с легкостью развернуться — удобная функция, которая есть далеко не у всех моделей. После того, как Сергей спешивается, спрашиваю у него, как он относится к викторине «Опорный край».

— Мы все чаще слышим про культуру отмены, когда на Западе и даже в соседних странах уничтожают памятники нашим писателям, нашим героям. Чтобы это не было, надо не допустить, чтобы историческую память искоренили из головы молодежи. Поэтому наша задача — стимулировать людей узнавать историю своей страны и своего края — свою историю. Для этого как раз и организуется викторина, — говорит Сергей Карякин.

Историческая память действительно важна, в том числе для Ирбитского музея мотоциклов, где можно узнать об истории завода и посмотреть на одну из самых масштабных мотоколлекций в стране. За наш недолгий визит в музей мы узнаем массу интересных фактов о мотоцикле «Урал» и Ирбитском мотоциклетном заводе. К примеру, у коляски мотоцикла раньше была другая функция: в ней сидел пулеметчик. Речь идет, конечно, не о гражданских моделях, а о М-72 — первой модели, которая выпускалась в Ирбите с 1941 по 1955 годы и использовалась механизированными бригадами Красной Армии. В комплекте шел ручной пулемет Дегтярева, позволявший вести огонь по противнику, передвигаясь на маневренном мотоцикле.

Коллекция техники в фондохранилище Ирбитского государственного музея мотоциклов — одна из самых больших в России. Фото: Борис Ярков

Прототипом для М-72 послужил BMW R71. Долгое время считалось, что Советский Союз закупил несколько образцов этой модели у Швеции и, изучив их, создал свой аналог. Директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов провел собственное исследование, связался с Музеем BMW в Мюнхене и узнал, что в реальности дело обстояло несколько иначе: Советский Союз купил у Германии технологию, после чего отечественные конструкторы создали на базе нее М-72. Как бы то ни было, мотоцикл сослужил отличную службу Красной Армии во время Великой Отечественной войны, а затем широко использовался и в гражданских целях. С 1941 года Ирбитский завод выпустил более трех миллионов мотоциклов.

Выходя из музея, мы снова видим «Урал», но уже в естественной среде обитания — на дороге. Мотоциклу мятного цвета на вид больше десяти лет, но, учитывая высокие стандарты, которых до сих пор придерживаются на Ирбитском заводе, он может быть и старше.

Билборд викторины «Опорный край» при въезде в Ирбит. Фото: Борис Ярков

На этом наш визит в Ирбит подходит к концу. Даже как-то неловко выезжать из мотоциклетной столицы России на высокопольном импортном автобусе, а не на «Урале» с коляской, но что поделать…

Ранее «Областная газета» писала о том, что организаторы викторины «Опорный край» разъяснили, как будет проходить выбор обладателей подарков.

Опубликовано в № 50 (9861) от 8 марта 2024 года.

Дмитрий Медведев вручил Уралвагонзаводу орден «За доблестный труд»

Коллектив Уралвагонзавода вновь удостоили высокой государственной награды. Орден «За доблестный труд» танкостроителям вручил заместитель председателя...

Нижнетагильские десятиклассники смогут совмещать учебу в школе и вузе

В Нижнем Тагиле стартовал образовательный проект «Педагогический лицей», разработанный управлением образования города совместно с Нижнетагильским государственным...

Подписывайтесь на нас в любимой соцсети

Читайте также