Приближается начало познавательной викторины «Опорный край», каждый участник которой получит новые знания о родном регионе и памятную медаль, а особо удачливые — один из ценных подарков, которые приготовили организаторы. Среди них — 20 легендарных уральских мотоциклов, которые сейчас собирают на заводе в Ирбите. Корреспонденты «ОГ» Максим Начинов и Борис Ярков съездили на предприятие и детально ознакомились с техническими характеристиками и историей мотоцикла.
Пасмурный полдень в мотоциклетной столице России (неофициальный титул Ирбита с 1941 года, когда сюда эвакуировали Московский мотоциклетный завод). Идут последние дни оттепели, и у Дворца культуры им. Костевича прогуливаются горожане. Уже здесь нас встречает легендарный уральский мотоцикл, правда пока что только на мозаике на стене ДК — работе Геннадия Мосина и Миши Брусиловского. Мотоцикл мускулистыми руками держит заводчанин, а на фоне полыхает заря. Сильно, ярко, экспрессивно — все в духе Мосина и Брусиловского.
Отсюда мы едем прямиком на завод. Проехав около километра по промзоне, добираемся до главного цеха. Нас запускают через задний вход в покрасочную, оттуда в сборочную — просторное помещение с холодным светом. В середине проход, а по бокам — мотоциклы в разной степени собранности и в разной расцветке: кирпично-красный, белый, ярко-красный и, наконец, черный матовый с символикой викторины «Опорный край». Именно такие сейчас собирают в цеху.
Из рассказов исполнительного директора предприятия Владимира Курмачева становится понятно, что сегодня «Урал» — это довольно нишевый продукт. Каждый мотоцикл делается на заказ (причем меняются не только цвет и комплектация, но и тип двигателя: в разных странах разные требования), а список именитых обладателей «Урала» — мягко говоря — впечатляет: Владимир Путин, Брэд Питт, Эван Макгрегор. И это лишь немногие из тех, кто согласился на разглашение своих имен.
Каждый год в конструкцию мотоцикла вносятся изменения. В этом году на предприятии внедрили новые решения, которые позволили снизить расход топлива и упростить запуск двигателя.
— Мы изучаем мировой опыт, смотрим на других производителей, как они реализуют свои идеи, что-то дорабатываем. Но в последнее время все чаще появляются просьбы не менять дизайн, чтобы мотоцикл был узнаваем, — говорит главный конструктор Ирбитского мотоциклетного завода Дмитрий Кукарских.
У лимитированной серии «Уралов» для участников викторины тоже будет привычный дизайн: коляска, два длинных зеркала, передняя фара, похожая на большой электрический глаз. Единственное отличие — не совсем традиционный цвет. Матовый черный не пользуется высоким спросом у покупателей, но именно этот цвет полюбился свердловчанам, принимавшим участие в голосовании на сайте викторины.
— А Вы какой цвет выбрали? — спрашиваю у стоящего рядом президента Уральской торгово-промышленной палаты Андрея Беседина.
— Я выбрал посветлее: кирпично-красный, — отвечает он. — Он, кстати, занял второе место в итоге.
По его словам, идея подарить мотоцикл появилась в связи с желанием организаторов включить в подарочный фонд что-то, связанное с промышленностью — основой свердловской экономики. На ум сразу же пришла металлургия, но что обычному человеку делать с пачкой арматуры или с горстью медного купороса? Поэтому выбор пал на мотоцикл — удобное средство передвижения с хорошей проходимостью.
— Идея в том, чтобы сделать год 90-летия Свердловской области по-настоящему праздничным, ярким, заметным, запоминающимся, в том числе с привязкой к изучению истории родного края. Когда мы объявили возможные ценные подарки, больше всего вопросов и ожиданий было связано именно с мотоциклом. И это не удивительно, это очень востребованный продукт, не только у нас, но и по всему миру, — отметил Андрей Беседин.
Об этом же говорит глава Ирбита Николай Юдин, с гордостью за родной город отмечая достоинства мотоцикла.
— Ирбит будет оставаться мотоциклетной столицей России до тех, пока у нас в городе работает мотоциклетный завод, пока проводится мотокросс на мотоциклах с колясками. Хочу напомнить, что Ирбитский мотоциклетный завод — единственный в мире производитель тяжелых мотоциклов с коляской. Это один из брендов Ирбита и Свердловской области, — напоминает Николай Юдин.
Пока мы донимаем работников завода техническими вопросами, в цех заходит гонщик и депутат Законодательного Собрания Свердловской области Сергей Карякин. Его появлению рады все. Не только потому, что мы ждали его больше часа, но и потому что с мотоциклами его многое связывает (хотя наибольшую славу ему принесли гонки на другом виде транспорта — квадроциклах). Он садится на мотоцикл и знакомится с новой для себя техникой: на «Урале» он, как признается, еще не ездил.
— Сразу вспоминается, как мы с отцом ездили за грибами на мотоцикле, — ностальгирует гонщик.
Он делает несколько кругов по цеху. У мотоцикла есть задний ход, поэтому в случае чего можно с легкостью развернуться — удобная функция, которая есть далеко не у всех моделей. После того, как Сергей спешивается, спрашиваю у него, как он относится к викторине «Опорный край».
— Мы все чаще слышим про культуру отмены, когда на Западе и даже в соседних странах уничтожают памятники нашим писателям, нашим героям. Чтобы это не было, надо не допустить, чтобы историческую память искоренили из головы молодежи. Поэтому наша задача — стимулировать людей узнавать историю своей страны и своего края — свою историю. Для этого как раз и организуется викторина, — говорит Сергей Карякин.
Историческая память действительно важна, в том числе для Ирбитского музея мотоциклов, где можно узнать об истории завода и посмотреть на одну из самых масштабных мотоколлекций в стране. За наш недолгий визит в музей мы узнаем массу интересных фактов о мотоцикле «Урал» и Ирбитском мотоциклетном заводе. К примеру, у коляски мотоцикла раньше была другая функция: в ней сидел пулеметчик. Речь идет, конечно, не о гражданских моделях, а о М-72 — первой модели, которая выпускалась в Ирбите с 1941 по 1955 годы и использовалась механизированными бригадами Красной Армии. В комплекте шел ручной пулемет Дегтярева, позволявший вести огонь по противнику, передвигаясь на маневренном мотоцикле.
Прототипом для М-72 послужил BMW R71. Долгое время считалось, что Советский Союз закупил несколько образцов этой модели у Швеции и, изучив их, создал свой аналог. Директор Ирбитского государственного музея мотоциклов Александр Буланов провел собственное исследование, связался с Музеем BMW в Мюнхене и узнал, что в реальности дело обстояло несколько иначе: Советский Союз купил у Германии технологию, после чего отечественные конструкторы создали на базе нее М-72. Как бы то ни было, мотоцикл сослужил отличную службу Красной Армии во время Великой Отечественной войны, а затем широко использовался и в гражданских целях. С 1941 года Ирбитский завод выпустил более трех миллионов мотоциклов.
Выходя из музея, мы снова видим «Урал», но уже в естественной среде обитания — на дороге. Мотоциклу мятного цвета на вид больше десяти лет, но, учитывая высокие стандарты, которых до сих пор придерживаются на Ирбитском заводе, он может быть и старше.
На этом наш визит в Ирбит подходит к концу. Даже как-то неловко выезжать из мотоциклетной столицы России на высокопольном импортном автобусе, а не на «Урале» с коляской, но что поделать…
Ранее «Областная газета» писала о том, что организаторы викторины «Опорный край» разъяснили, как будет проходить выбор обладателей подарков.
Опубликовано в № 50 (9861) от 8 марта 2024 года.