Алапаевская узкоколейная железная дорога — одна из самых протяженных в мире действующих узкоколеек с шириной колеи 750 миллиметров. 125 лет по ней перевозят пассажиров и грузы. Сегодня Алапаевская «узкоколейка» — единственный в своем роде индустриальный и туристический объект Алапаевского района, своеобразный исторический и технический памятник. На конкурс «Достояние Среднего Урала» «узкоколейка» номинирована главой Алапаевского района Олегом Булатовым.
В 2023 году Алапаевской узкоколейной железной дороге (АУЖД) исполнилось 125 лет. Вопрос о постройке «чугунной» дороги для подвоза сырья заводам Алапаевского горного округа возник за два года до начала строительства Нейво-Алапаевского металлургического завода — в 1822 году. Но его решение началось лишь спустя 70 лет. С начала 1895 года работы по строительству основной линии железной дороги развернулись во всю мощь.
— 12 июля 1898 года состоялось открытие Алапаевской узкоколейной железной дороги — поезд из 8 вагонов под управлением машиниста Иосифа Сычева отправился от станции «Алапаевск». Первыми грузами на дороге были дрова для мартенов, флюсы, пески, а также древесный уголь для доменных печей. Позднее по дороге стали перевозить пассажиров, — отметил в заявке глава Алапаевского МР Олег Булатов.
Постепенно протяженность железной дороги увеличивалась, появлялись новые ветки. Вдоль путей провели линию телефонной связи. Как отмечается на сайте «Ураловед», строительство новых линий продолжалось вплоть до 1960 годов. В советское время протяженность АУЖД достигала по некоторым данным 600 км.
Сейчас протяженность АУЖД — 149 километров. Местные жители называют «узкоколейку» своеобразной «дорогой жизни»: она связывает с цивилизацией отдаленные населенные пункты Алапаевского района. Поезда не только везут пассажиров, но также доставляют почту и товары.
Сегодня музейные специалисты занимаются актуализацией исторического наследия железной дороги. В 2015 году создан музей истории АУЖД. Сегодня он работает в связке с популярным туристическим маршрутом по «узкоколейке» — «Под стук колес по земле Алапаевской».
Ранее «Областная газета» писала о том, как проголосовать за объекты «Достояния Среднего Урала».