Сегодня в Шайдурихе гарью уже не пахнет. Село приходит в себя после трагедии 12 июля, когда пришедший из леса огонь уничтожил 41 домовладение и погибла пожилая женщина. Если не знать о тех драматических событиях, можно проехать село по центральной улице и ничего не заметить. Но если знать… Обозреватель «Областной газеты» Михаил Батурин в Шайдурихе прошел по улицам, пострадавшим от пожара, поговорил с людьми, чье имущество уничтожил огонь, и узнал, какая помощь сейчас оказывается погорельцам.
Дом культуры в селе — место сосредоточения: это и клуб, и библиотека, и избирательный участок. Сейчас в ДК Шайдурихи развернут оперативный штаб по ликвидации ЧС, сюда же свозят гуманитарную помощь, по всем вопросам приходят погорельцы. Заходим внутрь: на полу рассортированы по видам одежда и обувь, посуда, предметы быта.
Старший инженер управления населенными пунктами Пьянково, Кунара и Шайдуриха Наталья Лаврова дежурит здесь ежедневно. Помогает оформлять заявления на соцвыплаты, собирает запросы на гуманитарную помощь.
«Процентов 70-80 заявления уже подали. Собираю у тех, кто частично пострадал: у кого гараж, забор, сайдинг, за потерю урожая. Гуманитарной помощи хватает, людей приглашаем каждый день», — рассказывает Наталья Лаврова.
Вещи, обувь, посуду, садовые инструменты везут ото всюду: Кушва, Верхняя Пышма, Кедровое, Новоуральск, Нижний Тагил, Кировград, Невьянск, из соседних деревень Кунара и Аятское, шайдурихинские тоже делятся.
«Снабдили газовыми плитками. Фонд Святой Екатерины привез продуктовые наборы — большие такие коробки. На каждого человека в семье. В наборах: кофе, чай, что-то к чаю, масло растительное, греча, рис, макароны, каша геркулесовая», — продолжает Наталья Лаврова.
Пока мы разговариваем, мужчина выбирает что-то в коробке с посудой. Подходим, в руках у него чайные ложечки. Виктор Николаевич Павлюк, бывший инженер, вышел на пенсию в этом году — в 77 лет. Был двухэтажный дом: внизу три комнаты, наверху две. Баня, три теплицы, посадки.
«Решили на пенсии переехать на воздух. А тут… Дом, баня, одна теплица. Груши сгорели все. Четыре яблони осталось да пару вишен. Поставлю вагончик, привезу свою любимую охотничью собаку и будем жить и восстанавливать. Говорят, что 600 тысяч выделят, сыновья подкинут денег», — делится Виктор Николаевич.
Дачникам по решению губернатора Евгения Куйвашева на самом деле выделяют по 600 тысяч рублей на лесоматериалы для застройки, а также деньги за потерю имущества и за потерю урожая — по 10 тысяч. Штаб в ДК Шайдурихи работает ежедневно с 9 до 18 часов. На оперативку собираются глава Невьянска Александр Беркович, представители МЧС, авиалесохраны, прокуратуры, социальных служб. Ситуация на контроле и с обстановкой в лесах, и с восстановительными работами.
«Дачники благодарят губернатора, что они не остались в стороне, а тоже получают выплаты. Первые выплаты пошли. Тем, кто был прописан в Шайдурихе, — 13 домовладений — по решению губернатора дома будут восстановлены. Сейчас мы с Минстроем отрабатываем порядок действий. Я встретился с каждым из собственников, все обговорили», — рассказывает глава Невьянска Александр Берчук.
Сейчас владельцы должны написать заявления о передаче земельного участка во временное пользование на время строительства нового дома, а также согласие на то, каких размеров он будет построен. Эти заявления будут нотариально заверены, и процесс строительства запущен.
«Все участки расчищены, электричество МРСК Урала подключило всем не сгоревшим домам через 3 дня. Со всеми собственниками домов, которые сгорели, согласовывают, где поставить опору, чтобы к участку подвести электричество, поставить щиток», — поясняет Александр Берчук.
В селе Шайдуриха с 13 июля ежедневно работает мобильная приемная невьянской городской прокуратуры. Прием ведет лично прокурор Егор Корнилов. В первые дни погорельцы обращались за разъяснениями своих прав: на какие выплаты они могут претендовать. Сейчас им нужна практическая помощь. Из 13 сгоревших домовладений, где жили постоянно, у 10 документы не были оформлены надлежащим образом: реальная площадь домов не совпадала с зарегистрированной.
«Оказываем помощь по восстановлению документов, утраченных во время пожара. Консультируем по земельным вопросам. Десять заявлений направили в суд по установлению реальной площади домовладения», — рассказывает Егор Корнилов.
Из оперативного штаба выдвигаемся на места пожаров. Верховой огонь пришел из леса. Ближе всего к нему улица Горького. В тот день был шквалистый ветер до 28 метров в секунду. Горящие пепел, угли, куски обшивки летели через дома. Сейчас это выглядит странно: два дома сгорело, потом три целых, а потом еще три сгорело. Домовладение Дмитрия Викторовича огонь уничтожил. Сейчас перед нами только фундамент, да железные ворота остались. Он показывает нам фотографии на телефоне, которые сам называет эпическими: вот машина догорает, вот от бани только труба осталась. Все в прошлом.
«Восемь машин хлама вывезли. Ну, как хлама… До 12 июля это был двухэтажный дом 140 квадратов, да баня еще. 500 метров огонь летел: вот такие угли — с ладонь. Ураганный ветер, протуберанец огня такой летит. Надо было видео снимать, но когда у тебя дом горит — не до съемок», — говорит Дмитрий Викторович.
Больше всего пострадала улица Свердлова, именно там и погибла пожилая женщина. Сейчас на этом месте лежат цветы. Но все остатки пожара из здесь вычищены. Начальник управления населенными пунктами Светлана Чернигова рассказывает, что кадастровые инженеры работали два дня, разметки участков землевладений проведены.
«Участок выровняли. Убрали весь горелый мусор, железо вывозили. Участки уже размежеваны, колышки стоят и лентами огорожены. Сначала металл разбирали, вывозили. Людям предоставляли самосвалы, погрузчики — сдавали в пункты приемы. Остальное — на свалку», — говорит Светлана Чернигова.
В первые дни многие погорельцы пребывали в шоке, не могли даже сказать, чем именно им помочь. Депутат думы Невьянска по округу, в который входит Шайдуриха, Светлана Беляева также помогала с организацией по ликвидации последствий.
«Чем могли помогали, ставили контейнеры под мусор, вывозили. Я такое видела в первый раз. Было очень страшно, не по себе. Стихийные бедствия — они не предсказуемые, людей очень жалко. Никогда не задумывалась, а тут подала заявку на страхование дома своему отцу. Хоть и старый дом, но все же. Это так же, как с машиной: платим же ОСАГО. Это необходимо», — говорит Светлана Беляева.
Работы идут, где на участках поставлены вагончики. Люди обживаются. Шайдуриха восстанавливается.