кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Социальная защита инвалидов является одним из наиболее значимых направлений социальной политики государства. Она включает в себя экономические и правовые меры, а также меры социальной поддержки, которые призваны обеспечить инвалидам условия для преодоления, замещения или компенсации ограничений жизнедеятельности и направлены на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
Огромное значение в реализации мер социальной защиты инвалидов имеет обеспечение их возможностей осуществлять трудовую деятельность. Одним из наиболее эффективных механизмов создания условий для реализации инвалидами права на осуществление трудовой деятельности является квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 20 в числе гарантий содействия занятости инвалидов назвал установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. При этом правомочие по определению порядка проведения данных мероприятий указанный закон отнес к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области определен статьей 7 Закона
от 25.03.2013 № 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области». Региональным законодательством определено, что в отношении работодателей, у которых работает более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% среднесписочной численности работников. Если же у таких работодателей установлено более 50% работников, чьи условия труда отнесены к вредным и (или) опасным, квота будет составлять 2% среднесписочной численности работников.
Соответственно, в отношении всех работодателей с численностью работников свыше 100 человек, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, установлена обязанность по выполнению квоты для приема
на работу инвалидов.
Правила выполнения данной квоты в настоящее время регламентированы постановлением Правительства РФ
от 14.03.2022 № 366, утвердившим Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место.
Пунктом 5 указанных Правил определены варианты выполнения квоты для приема на работу инвалидов. Так, квота считается выполненной работодателем в случае:
а) наличия трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества
и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов.
По сути, в обязанности работодателям вменяется не только создание условий для трудоустройства инвалидов
и недопущение необоснованного отказа в приеме их на работу, но и обеспечение фактического трудоустройства инвалидов и сохранения трудовых отношений с ними в течение всего отчетного периода. С учетом данного подхода работодатель, даже создав все условия для трудоустройства, обнародовав данные о наличии вакантных мест и приняв на работу всех желающих трудоустроиться в счет квоты инвалидов, может в итоге признаваться не выполнившим квоту.
Как представляется, трудоустройство инвалидов к конкретному работодателю в счет установленной ему квоты
не зависит только от работодателя. Немаловажное значение имеет то, насколько востребованы будут вакансии работодателя среди инвалидов. Если желающих трудоустроиться к работодателю и длительное время работать у него инвалидов окажется меньше заданного квотой значения, квота не будет выполнена по независящим от работодателя причинам. Однако указанные объективные факторы невыполнения квоты работодателем какого-либо значения
в логике действующего правового регулирования не имеют.
Как альтернативный вариант выполнения работодателем квоты Правительство РФ предлагает заключение работодателями соглашений с иными организациями и индивидуальными предпринимателями для учета трудоустроенных к ним инвалидов в счет выполнения своей квоты. Однако механизм реализации данного варианта непонятен, и прежде всего непонятен предмет данного соглашения и условия такого «заимствования» фактов трудоустройства.
Огромное значение в реализации мер социальной защиты инвалидов имеет обеспечение их возможностей осуществлять трудовую деятельность. Одним из наиболее эффективных механизмов создания условий для реализации инвалидами права на осуществление трудовой деятельности является квотирование рабочих мест для трудоустройства инвалидов. Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» в статье 20 в числе гарантий содействия занятости инвалидов назвал установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов. При этом правомочие по определению порядка проведения данных мероприятий указанный закон отнес к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации.
Порядок установления квоты для приема на работу инвалидов в Свердловской области определен статьей 7 Закона
от 25.03.2013 № 23-ОЗ «О содействии занятости населения в Свердловской области». Региональным законодательством определено, что в отношении работодателей, у которых работает более 100 человек, устанавливается квота для приема на работу инвалидов в размере 3% среднесписочной численности работников. Если же у таких работодателей установлено более 50% работников, чьи условия труда отнесены к вредным и (или) опасным, квота будет составлять 2% среднесписочной численности работников.
Соответственно, в отношении всех работодателей с численностью работников свыше 100 человек, осуществляющих деятельность на территории Свердловской области, установлена обязанность по выполнению квоты для приема
на работу инвалидов.
Правила выполнения данной квоты в настоящее время регламентированы постановлением Правительства РФ
от 14.03.2022 № 366, утвердившим Правила выполнения работодателем квоты для приема на работу инвалидов при оформлении трудовых отношений с инвалидом на любое рабочее место.
Пунктом 5 указанных Правил определены варианты выполнения квоты для приема на работу инвалидов. Так, квота считается выполненной работодателем в случае:
а) наличия трудового договора с инвалидом на рабочее место непосредственно у работодателя;
б) наличия трудового договора между инвалидом и организацией, индивидуальным предпринимателем, включая общественные объединения инвалидов и образованные ими организации, в том числе хозяйственные товарищества
и общества, уставный (складочный) капитал которых состоит из вклада общественного объединения инвалидов, заключившие с иной организацией или индивидуальным предпринимателем соглашения о трудоустройстве инвалидов.
По сути, в обязанности работодателям вменяется не только создание условий для трудоустройства инвалидов
и недопущение необоснованного отказа в приеме их на работу, но и обеспечение фактического трудоустройства инвалидов и сохранения трудовых отношений с ними в течение всего отчетного периода. С учетом данного подхода работодатель, даже создав все условия для трудоустройства, обнародовав данные о наличии вакантных мест и приняв на работу всех желающих трудоустроиться в счет квоты инвалидов, может в итоге признаваться не выполнившим квоту.
Как представляется, трудоустройство инвалидов к конкретному работодателю в счет установленной ему квоты
не зависит только от работодателя. Немаловажное значение имеет то, насколько востребованы будут вакансии работодателя среди инвалидов. Если желающих трудоустроиться к работодателю и длительное время работать у него инвалидов окажется меньше заданного квотой значения, квота не будет выполнена по независящим от работодателя причинам. Однако указанные объективные факторы невыполнения квоты работодателем какого-либо значения
в логике действующего правового регулирования не имеют.
Как альтернативный вариант выполнения работодателем квоты Правительство РФ предлагает заключение работодателями соглашений с иными организациями и индивидуальными предпринимателями для учета трудоустроенных к ним инвалидов в счет выполнения своей квоты. Однако механизм реализации данного варианта непонятен, и прежде всего непонятен предмет данного соглашения и условия такого «заимствования» фактов трудоустройства.