В наши дни слово «качество» стало одним из самых популярных. Мы ценим качественные продукты, качественные услуги, стремимся к качественной работе и высокому качеству жизни. В этих условиях специалисты, досконально разбирающиеся в вопросах качества, знающие, как его добиться в самых разных сферах, ценятся работодателями на вес золота. О том, как готовят таких специалистов, рассказала «Областной газете» заведующая кафедрой управления качеством и экспертизы товаров и услуг Уральского государственного экономического университета Ольга Плиска.
— Ольга Владимировна, сегодня рекрутинговые агентства получают много заявок от работодателей на менеджеров по качеству и товароведов. С чем это связано?
— Основная цель любого предприятия, как, впрочем, и каждого работника – быть конкурентоспособным. А что это значит? Это значит — повышать качество продукции и качество работы. Поэтому тот, кто хочет существовать на рынке, хочет добиться успеха, серьезно относится к проблеме качества. И вот что важно: если раньше качество ассоциировалось только с продукцией, то сейчас мы говорим о качестве производственных процессов, ресурсов, оборудования, технологии, логистики, о качестве сотрудников наконец.
Сегодня мало иметь на предприятии ОТК, создаются целые службы, департаменты, отвечающие за качество. Причем во всех сферах: в государственных структурах, в пищевой промышленности и общественном питании, в образовании и здравоохранении, в банковском и гостиничном бизнесе, в металлургии, машиностроении…
— Каких специалистов готовят на вашей кафедре?
— Подготовка идет по двум направлениям. Первое – управление качеством, профиль подготовки — управление качеством в производственно-технологических системах и сфере услуг. Второе — товароведение, профиль — экспертиза и государственный контроль качества и безопасности товаров и услуг.
Менеджеры по управлению качеством, товароведы очень востребованы. Предприятия и организации охотно берут студентов кафедры на практику, приглашают на работу. Недавно такое приглашение от руководителя крупного предприятия в Новоуральске получила одна из наших выпускниц. Она уже устроилась на работу, довольна, так как зарплата очень достойная, и вдобавок ей оплачивают аренду квартиры.
— А у абитуриентов эти направления пользуются популярностью?
— Большой наплыв желающих на управление качеством. А вот товароведение у бывших школьников менее популярно, и это обидно. Видимо, они не вполне понимают смысл и возможности этой профессии. Между тем товароведение применимо не только в торговле. Это и экспертиза товаров и услуг, и государственный контроль качества. Товароведы могут работать в Роспотребнадзоре, таможенных органах, в организациях по сертификации и аккредитации — всего не перечислишь. Товаровед — это эксперт, он знает о товарах все. Он разбирается в кодировке товаров, умеет идентифицировать качество импортной продукции.
Мы занимаемся профориентацией: проводим уроки в школах, приглашаем на кафедру учащихся буквально с четвертого класса, показываем лаборатории, как проводятся экспертизы, даем им возможность поучаствовать в исследованиях. Надеемся, что со временем профессия товароведа станет у молодежи не менее популярной, чем менеджер качества.
— Чему учат на кафедре будущих специалистов?
— Главная задача менеджмента качества — создать на предприятии или в организации систему, способную предотвратить выпуск брака, ошибки в работе. И все дисциплины выстроены вокруг создания такой системы. Это и владения методами оптимизации процессов, снижения издержек, потерь, рисков. Наши студенты обучаются современному подходу к управлению предприятием — бережливое производство. Оно включает в себя повышение качества работы за счет снижения потерь вплоть до того, что исключаются лишние движения работника и перемещения продукции.
Учатся студенты и рискориентированному мышлению. Эта компетенция присуща не всем направлениям в вузе. А на нашей кафедре студенты в каждом технологическом процессе производства учатся искать и находить слабые звенья, зоны риска, а также, что немаловажно, разрабатывать мероприятия по их предупреждению. Мы обучаем создавать нормативно-техническую документацию, необходимую для эффективного функционирования любой организации, в том числе и инструкции. Причем не шаблонные, а учитывающие особенности конкретной структуры.
— Какое место в обучении отводится практике?
— У нас она обязательная, на практику отводится около 60 процентов учебного времени. Много лабораторных занятий, которые проходят как в кафедральных лабораториях, так и в едином виртуальном лабораторном комплексе. На протяжении четырех лет обучения студенты проходят несколько видов практики: учебную, ознакомительную, технологическую, производственную, а с прошлого года добавилась еще и управленческая.
— А можно учиться на вашей кафедре без отрыва от работы?
— Да, помимо очной у нас существует и заочная форма обучения, которая многих привлекает. Причем на протяжении нескольких лет на заочное обучение на нашей кафедре выделяются бюджетные места. Но и на платное обучение люди денег не жалеют, так как это открывает перед ними хорошие перспективы. А некоторые предприятия оплачивают своим сотрудникам не только учебный отпуск два раза в год, но и само обучение. Мы же стараемся составить график занятий для заочников максимально удобным. Занятия проводятся три раза в неделю в определенные часы. Кроме того, можно учиться дистанционно. Институт непрерывного и дистанционного образования УрГЭУ взаимодействует с Центрами территориального доступа, которые обеспечивают техническую поддержку интернет-коммуникаций между студентами и университетом. Они работают по всей стране, в том числе и во многих городах нашего региона.
— Какова потребность экономики Свердловской области в специалистах по управлению качеством, товароведах?
— Накануне интервью я посмотрела в Интернете вакансии. Только в нашем регионе требуется 1,5 тысячи менеджеров по качеству и более 600 товароведов. Наши выпускники без работы не останутся.