На Московском международном кинофестивале состоялась российская премьера французского фантастического анимационного фильма «Марс экспресс» режиссера Жереми Перена («Последний человек», «Кризис Юнга»). Мировая премьера была в прошлом году на Каннском фестивале.
Казалось бы, старый добрый нуар наподобие «Мальтийского сокола»: частный детектив (разумеется, алкоголик без семьи) вместо с напарником расследуют загадочное преступление. Заказчик — очень богатый человек. И чем глубже детектив проникает в обстоятельства дела, тем яснее становится, что заказчик использует его втемную и у него есть какой-то зловещий план…
Да, конечно, мы такое сто раз видели. Вот только действие происходит в 2200 году на Марсе, детектив — женщина, а напарник — андроид. Мир мрачных детективов Рэймонда Чандлера перенесен в не столь уж далеко будущее. И оказывается, что человечество по сути своей остается прежним. Богатые богатеют, им надоело жить на Земле рядом с нищебродами, они построили на Марсе город-сад под прозрачным куполом и живут в свое удовольствие. Редкие вылазки на Землю хочется забыть как дурной сон.
Напарник героини, Карлос, был когда-то ее боевым товарищем, но ему не повезло — погиб. Современные технологии позволяют поместить личность покойного внутрь робота. Правда, по финансовым соображениям Карлос может себе позволить только устаревшую модель, и когда он пытается сделать апдейт (загрузить программные обновления), он слышит: «Модель слишком старая, для апдейта нет места». Ну совсем как мой старенький смартфон! Но у каждой монеты есть две стороны — в критический момент невозможность обновить программы Карлоса сыграет ему на руку. Про руку тоже есть забавный момент: когда в схватке ему отрубают руку, он идет в ремонтную мастерскую, и хозяйка говорит: «Твое счастье, что я ничего не выбрасываю. Есть у меня рука твоей старой модели». Знакомо это кому-то? Хочешь починить любимую вещь, ни у кого давно нет запчастей для нее, и вдруг где-нибудь в интернете обнаруживается умелец, у которого есть и такие предохранители, и такие пассики, и головка проигрывателя виниловых дисков…
Так создатели фильма с улыбкой прокладывают мост из прошлого в невероятно красочное будущее, глаза разбегаются от буйства фантазии. Особенно интересно, насколько роботы могут плотно войти в человеческую жизнь и даже в каком-то смысле эту жизнь подменить. Если они заменяют домашних животных, нянек, официантов, почему бы им н заменять людей в сексе? В злачном месте, куда приходят выбрать проститутку, детектив сканирует посетителей. Ни одного человека! Андроиды снимают андроидов…
Злодея-миллионера озвучил Матье Амальрик («Фавориты луны», «Скафандр и бабочка», «Квант милосердия»). А ведь он провел детство в Москве, у него свободный русский, и он мог бы сам эту роль озвучить для российского проката. Но это бы обошлось дистрибьютору в сумасшедшие деньги — международная звезда.
Обращаю внимание: поставлено возрастное ограничение 18+. Мне кажется, это чересчур сурово: в картине нет ничего «такого», и подростки должны разобраться в хитросплетениях сюжета, да еще, может, и родителям что-то объяснят А вот десятилетних с собой на этот фильм брать не следует — ничего не поймут. Обращаю на это внимание, потому что до сих пор у многих живуч стереотип: мультик — значит, для детей. Нет, это для вполне уже выросших детей.
«Марс экспресс» в российском прокате с 8 мая.