кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового права Уральского государственного юридического университета имени В.Ф. Яковлева
Жизнь и здоровье человека является высшей ценностью, которая должна защищаться всеми возможными средствами. В рамках трудовых отношений право работника на безопасные условия труда отнесено к числу основных прав. Обеспечение таких условий труда работника возложено прежде всего на работодателя. При этом государство гарантирует соблюдение базовых требований в сфере охраны труда, осуществляет контроль за исполнением обязанностей в сфере охраны труда.
Одним из средств обеспечения работникам безопасных условий труда является государственная экспертиза условий труда. Она осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда,
а также оценки фактических условий труда работников.
Такая экспертиза проводится Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы исполнительной власти субъектов РФ) в области охраны труда. Компетенция указанных органов по проведению экспертизы определена приказом Минтруда России
от 29.10.2021 № 775н и зависит от целей экспертизы.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда осуществляют государственную экспертизу условий труда в случаях, если:
1) целью экспертизы является оценка качества проведения специальной оценки условий труда или оценка фактических условий труда работников вне зависимости от характеристик работодателя;
2) целью экспертизы является оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу
с вредными и (или) опасными условиями труда, при этом работодатель не входит в группы компаний, не имеет филиалов, представительств и (или) дочерних обществ, действующих на постоянной основе на территории нескольких субъектов РФ.
Роструд осуществляет государственную экспертизу условий труда только в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
и только в отношении тех работодателей, которые постоянно действуют на территории нескольких субъектов РФ.
Регламент проведения государственной экспертизы условий труда Рострудом утвержден его приказом от 23.08.2019 № 232. Органом исполнительной власти субъекта РФ, проводящим государственную экспертизу условий труда
в Свердловской области, является Департамент по труду и занятости населения Свердловской области (далее — Департамент). Его деятельность в части проведения экспертизы регламентируется приказом Департамента
от 29.10.2015 № 290.
Экспертиза проводится в заявительном порядке. Инициировать ее могут суды, органы исполнительной власти, комиссии по расследованию несчастных случаев, работодатели, объединения работодателей, работники, представительные органы работников, государственные внебюджетные фонды РФ, организации, проводящие специальную оценку условий труда. При этом исходя из обозначенных целей экспертизы неоднозначной является
ее необходимость для работодателя. Однако, как представляется, он также может быть заинтересованным лицом.
Речь может идти о ситуациях, когда он сомневается в качестве проведения специальной оценки условий труда
и правильности установленных по ее результатам гарантий и компенсаций.
Департамент при получении обращения о проведении экспертизы назначает государственного эксперта (экспертную комиссию) и рассматривает вопрос о наличии оснований для проведения экспертизы. При принятии решения
о проведении экспертизы проводится экспертная оценка объекта экспертизы, запрашиваются необходимые сведения
и документы, при необходимости проводятся с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий (центров) исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса.
По результатам данных мероприятий Департамент в зависимости от целей экспертизы может принять одно
из следующих решений:
1) о соответствии (несоответствии) качества проведения специальной оценки условий труда требованиям законодательства;
2) об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых работникам гарантий
и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
3) о соответствии (несоответствии) фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.
Экспертное заключение, подписанное государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утвержденное директором Департамента, выдается на руки заявителю.
Экспертиза в целях оценки фактических условий труда работников проводится бесплатно. Оплате за счет средств заявителя подлежит только проведение необходимых исследований (испытаний) и измерений.
Экспертиза в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда проводится бесплатно.
Экспертиза в целях оценки качества проведенной специальной оценки условий труда предоставляется за счет средств заявителя. В настоящее время стоимость такой экспертизы для организаций составляет 3 711,85 руб. за один объект экспертизы, без учета командировочных расходов, для граждан —2 783,39 руб. Дополнительно заявителем оплачивается стоимость необходимых исследований (испытаний) и измерений.
Роструд в рамках проведения экспертизы в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий
и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда проводит оценку соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Результатом данной оценки является установление фактического соответствия (несоответствия) состава, порядка предоставления и размеров предоставляемых работодателем гарантий и компенсаций требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, отраслевых (межотраслевых) соглашений, распространяющихся на работодателя, и коллективного договора, локальных нормативных актов.
Проведение экспертизы Рострудом оказывается на безвозмездной основе.
Одним из средств обеспечения работникам безопасных условий труда является государственная экспертиза условий труда. Она осуществляется в целях оценки качества проведения специальной оценки условий труда, правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда,
а также оценки фактических условий труда работников.
Такая экспертиза проводится Федеральной службой по труду и занятости (Рострудом) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (далее — органы исполнительной власти субъектов РФ) в области охраны труда. Компетенция указанных органов по проведению экспертизы определена приказом Минтруда России
от 29.10.2021 № 775н и зависит от целей экспертизы.
Органы исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда осуществляют государственную экспертизу условий труда в случаях, если:
1) целью экспертизы является оценка качества проведения специальной оценки условий труда или оценка фактических условий труда работников вне зависимости от характеристик работодателя;
2) целью экспертизы является оценка правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу
с вредными и (или) опасными условиями труда, при этом работодатель не входит в группы компаний, не имеет филиалов, представительств и (или) дочерних обществ, действующих на постоянной основе на территории нескольких субъектов РФ.
Роструд осуществляет государственную экспертизу условий труда только в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда
и только в отношении тех работодателей, которые постоянно действуют на территории нескольких субъектов РФ.
Регламент проведения государственной экспертизы условий труда Рострудом утвержден его приказом от 23.08.2019 № 232. Органом исполнительной власти субъекта РФ, проводящим государственную экспертизу условий труда
в Свердловской области, является Департамент по труду и занятости населения Свердловской области (далее — Департамент). Его деятельность в части проведения экспертизы регламентируется приказом Департамента
от 29.10.2015 № 290.
Экспертиза проводится в заявительном порядке. Инициировать ее могут суды, органы исполнительной власти, комиссии по расследованию несчастных случаев, работодатели, объединения работодателей, работники, представительные органы работников, государственные внебюджетные фонды РФ, организации, проводящие специальную оценку условий труда. При этом исходя из обозначенных целей экспертизы неоднозначной является
ее необходимость для работодателя. Однако, как представляется, он также может быть заинтересованным лицом.
Речь может идти о ситуациях, когда он сомневается в качестве проведения специальной оценки условий труда
и правильности установленных по ее результатам гарантий и компенсаций.
Департамент при получении обращения о проведении экспертизы назначает государственного эксперта (экспертную комиссию) и рассматривает вопрос о наличии оснований для проведения экспертизы. При принятии решения
о проведении экспертизы проводится экспертная оценка объекта экспертизы, запрашиваются необходимые сведения
и документы, при необходимости проводятся с привлечением аккредитованных испытательных лабораторий (центров) исследования (испытания) и измерения факторов производственной среды и трудового процесса.
По результатам данных мероприятий Департамент в зависимости от целей экспертизы может принять одно
из следующих решений:
1) о соответствии (несоответствии) качества проведения специальной оценки условий труда требованиям законодательства;
2) об обоснованности предоставления (непредоставления) и объемов предоставляемых работникам гарантий
и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;
3) о соответствии (несоответствии) фактических условий труда работников государственным нормативным требованиям охраны труда.
Экспертное заключение, подписанное государственным экспертом (членами экспертной комиссии) и утвержденное директором Департамента, выдается на руки заявителю.
Экспертиза в целях оценки фактических условий труда работников проводится бесплатно. Оплате за счет средств заявителя подлежит только проведение необходимых исследований (испытаний) и измерений.
Экспертиза в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда проводится бесплатно.
Экспертиза в целях оценки качества проведенной специальной оценки условий труда предоставляется за счет средств заявителя. В настоящее время стоимость такой экспертизы для организаций составляет 3 711,85 руб. за один объект экспертизы, без учета командировочных расходов, для граждан —2 783,39 руб. Дополнительно заявителем оплачивается стоимость необходимых исследований (испытаний) и измерений.
Роструд в рамках проведения экспертизы в целях оценки правильности предоставления работникам гарантий
и компенсаций за работу во вредных и (или) опасных условиях труда проводит оценку соответствия зарегистрированных документов государственным нормативным требованиям охраны труда и требованиям законодательства о специальной оценке условий труда.
Результатом данной оценки является установление фактического соответствия (несоответствия) состава, порядка предоставления и размеров предоставляемых работодателем гарантий и компенсаций требованиям Трудового кодекса Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, отраслевых (межотраслевых) соглашений, распространяющихся на работодателя, и коллективного договора, локальных нормативных актов.
Проведение экспертизы Рострудом оказывается на безвозмездной основе.