По наследству передается не только имущество, но и профессия, семейное дело. В этом плане старинному роду Хлопотовых повезло: их потомки создали сразу две мощные династии — педагогическую и инженерно-техническую. Сегодня наш рассказ об учителях из рода Хлопотовых — это шесть поколений и 24 педагога с высшим профессиональным образованием.
С детства играли в школу
Знакомство журналистов «ОГ» с самыми юными представителями знаменитой педагогической династии Хлопотовых состоялось в средней общеобразовательной школе № 58 Нижнего Тагила. Это родные сестры — Василиса Трущенко и Александра Энтальцева. Первая ведет уроки дополнительного образования, вторая — преподает изобразительное искусство (ИЗО) и черчение.
— В детстве мы с Сашей любили играть в школу: я была учителем, она — моей прилежной ученицей, — рассказывает Василиса. — Никаких колебаний в выборе профессии у меня, дочери и внучки педагогов, не было. Бабушка и мама часто брали меня с собой на работу, дома постоянно говорили о школьных делах, об успехах и проделках ребят, обсуждали, как их воспитывать, и это было страшно интересно.
А вот Александра на учительскую стезю ступила не сразу. Так же, как ее мама и старшая сестра, она окончила художественно-графический факультет нижнетагильского филиала Российского государственного педагогического университета, но работать пошла на Уралвагонзавод.
— Меня пугала необходимость стоять перед классом — как на сцене перед зрительным залом, — признается Александра. — И все-таки гены взяли свое, я пришла в школу. Учить ребят интересно, хотя черчение — предмет сложный, но мы с ними стараемся справляться.
Наш разговор прерывается. В класс на занятия по бисероплетению заходят третьеклашки. Василиса Трущенко раздает им листочки с разметкой узора, леску и объявляет, что сегодня нужно изготовить из красных и черных бусинок божью коровку. Мальчики и девочки приступают к работе, а мы продолжаем беседу.
— Мне было лет десять-одиннадцать, когда моя прабабушка, Надежда Ивановна Хлопотова, приступила к работе над книгой об истории нашего рода, — вспоминает Василиса. — Я слушала ее рассказы, помогала набирать тексты на компьютере, выбирать старинные фотографии из семейного альбома, и прошлое как бы оживало в лицах.
В своей книге «Из века в век на благо России» Надежда Хлопотова описала тринадцать поколений рода, создавших две мощные династии — педагогическую и техническую. Сама она по образованию была инженером-металлургом, заведовала заводской лабораторией. Но ее сестра, дочь, внучка и правнучки стали педагогами.
Корни — в XIX веке
Основательницей знаменитой в Нижнем Тагиле педагогической династии Хлопотовых является Екатерина Демидовна, в девичестве Климова. Еще до замужества она окончила Павло-Анатольское женское училище для дочерей заводских служащих и рабочих и осталась в нем преподавать. Это училище основала в середине XIX века вдова правнука Акинфия Демидова — Павла Николаевича — Аврора Карловна, принявшая на себя после смерти мужа управление его заводами. Помимо обязательного для учебных заведений той поры Закона Божия, девочки изучали арифметику, русский язык, грамматику и чистописание, географию, историю, рисование и рукоделие.
Выйдя замуж за купца Киприяна Хлопотова, Екатерина Демидовна работу оставила и посвятила себя семье. Дом супругов стал в Нижнем Тагиле местом притяжения образованной публики. Здесь устраивались литературные и музыкальные вечера, на которых бывал писатель Мамин-Сибиряк.
После смерти мужа Екатерина Хлопотова снова пошла учительствовать, дослужилась до начальницы приходской школы при Свято-Троицкой церкви. Была награждена золотой и серебряной медалями «За усердие» министерства просвещения Российской империи.
Дело матери продолжил сын Иван Хлопотов. Он окончил училище в Екатеринбурге и поступил в сельхозакадемию в Москве, но завершить учебу не успел — в 1916 году был призван на фронт. После окончания Первой мировой и Гражданской войн вернулся в Нижний Тагил и стал преподавать химию в Нижнетагильском горно-металлургическом техникуме и по совместительству — в школе № 1.
Женился Иван Хлопотов на своей коллеге Кире Савиной, которая тоже была родом из учительской семьи. До замужества она работала учительницей начальных классов, а затем директором детского дома № 3, воспитателем и руководителем школы-коммуны. Выйдя в 1925 году замуж, работу не бросила, преподавала математику в школе № 1, участвовала в кампании по ликвидации безграмотности.
Продолжили педагогическую династию дочь Ивана и Киры Хлопотовых Людмила, их внучка Лариса, правнучка Кира и ее дочери — уже знакомые нам Василиса и Александра.
Назвали в честь прабабушки
— Наверное, мой выбор профессии был предопределен свыше, ведь меня назвали в честь прабабушки — учительницы Киры Сергеевны Хлопотовой. — говорит Кира Боташева. — Кстати, ее мама, Надежда Савина, окончила в XIX веке знаменитые Бестужевские курсы в Петербурге — одно из первых женских высших учебных заведений России, «ходила в народ» и учила бедных грамоте.
Самоотверженное служение своему делу, людям в роду Хлопотовых тоже передавалось по наследству. Как рассказывает Кира Боташева, ее мама Лариса Бараева, преподаватель иностранных языков, почти два десятка лет перед выходом на пенсию проработала в начальной школе при детском доме № 1.
— Помню, мама регулярно приводила ребят из интерната к нам домой с ночевкой, — вспоминает Кира Боташева. — Мы вместе стряпали пирожки, пекли блины, и дети впитывали домашнюю атмосферу, которой им не хватало. А я набрасывала портреты этих мальчишек и девчонок.
Сейчас праправнучка основательницы педагогической династии Хлопотовых Кира Боташева преподает рисунок и живопись в Уральском колледже прикладного искусства и дизайна, который является филиалом Российского государственного художественно-промышленного университета им. С. Строганова.
Продолжат ли педагогическую династию Хлопотовых внуки Киры Владимировны, покажет время. Но старшая дочка Василисы на следующий год пойдет в школу и, по словам мамы, в ее характере уже сейчас проглядывают черты будущего педагога…
Ранее «Областная газета» рассказывала о том, что в Екатеринбурге проходит областной конкурс-фестиваль молодых семей.
Опубликовано в №224(10035) от 5 октября 2024 года.